Конспект урока по трудовому обучению "аппликация из ткани". Конспект урока по технологии на тему:«Аппликация из ткани Объяснение нового материала


Тема : Аппликация из ткани

Цель : ознакомить детей с новой техникой аппликации, навыками работы с тканью; закрепить и совершенствовать навыки приемов работы с клеем; воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность; вызвать желание и интерес к наблюдению за природой.

Оборудование : демонстрационний материал, ткань, картон, клей, шаблоны, карандаш.

Ход урока

1.Организационная часть

Здравствуйте ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

На места все тихо сели.

На меня все посмотрели.

Сегодня урок трудового обучения проведу у вас я. Меня зовут Ирина Константиновна.

2. Беседа

Ребята, скажите, что больше всего из одежды вам нравится носить? (Ответы детей.)

А из чего делают ваши юбочки, штаны, блузки и т.д. ? (Ответы детей.)

Давайте вспомним, где изготавливают ткань? (на ткацком станке)

Как называется процесс изготовления ткани? (ткачество)

Ткани отличаются друг от друга цветом, блеском, прозрачностью. Ткани имеют размер: толщину, длину и ширину. Они по-разному пропускают воздух и впитывают влагу , разрываются, мнутся и образовывают складки.

Что еще, кроме одежды, изготавливают из ткани? (сумки, зонты…)

А вы знаете, что из ткани делают красивые подделки?

Аппликация из ткани – это древнее ремесло для украшения одежды. В руках талантливого мастера аппликация становится искусством, ее можно выполнить из любой ткани. Аппликацией украшаются предметы домашнего обихода: скатерти, ковры, подушки, салфетки и т.д.

3. Тема и цель урока

Отгадайте загадку!

Это что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд...
Как раскрытый веер хвост...
Голубой, зеленый, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору...(Павлин).

Ребята, сегодня мы будем изготавливать вот такого павлина из ткани.(показ изделия)

4. Планирование следующий трудовых действий

1) Посмотрите внимательно на эту картину. Из каких деталий состоит павлин?(туловище, клюв, глаз, хвост)Какую форму имеют перья павлина? Какого они у него цвета? А туловище какого цвета?

2)Посмотрите внимательно из какой ткани сделан павлин?

3) А как нам прикрепить ткань к картону? (приклеить)

5. Подготовка рабочих мест

А что же нам нужно для работы?

Давайте внимательно посмотрим все ли материалы, которые нам нужны лежат у вас на парте.

Чтобы изготовить аппликацию из ткани нам нужно: ткань(любой разновидности). Картон-основа. Так же нужны шаблоны хвоста и туловища павлина. Карандаш, клей, кисточка.

(учитель проходит по классу и проверяет рабочие места)

6. Инструктаж.

Перед тем, как начать работу, давайте вспомним как необходимо пользоваться клеем.

Техника безопасности при работе с клеем!

1.Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

2.Избегать попадания клея в глаза, в рот.

3. При попадании клея в глаза промыть их водой.

4. При работе с клеем для рук использовать салфетку.

5. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

6. По окончанию работы клей закрыть, вымыть кисть для клея.

6. Практическая работа и поточный инструктаж

1.Обводим при помощи шаблонов на ткань перья для хвоста, туловище, клюв и глаз.

2. Затем вырезаем полученные на ткани элементы павлина.

3. Сначала смазываем клеем перья для хоста и приклеиваем их на картон-основу полуовалом.

4.Так же смазываем клеем туловище и приклеиваем его так, чтобы закрыть кончики перьев.

5.Смазывем клюв и глаз и приклеиваем на верхнюю часть туловища.

7. Физкультминутка

8. Уборка рабочих мест

9. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы изготавливали аппликацию из ткани «Павлин».

Вы молодцы, хорошо подготовились к уроку, старательно работали.

Тема урока: «Аппликация из ткани»

Уроку предшествует подготовительная (домашняя) работа по разработке несложных эскизов и изготовлению шаблонов для аппликаций.

Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.

Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.

Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Коррекционная - развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

    фронтальная (выдача на класс);

    дифференцированная

Методы:

    словесные

    наглядные

    практические

Методы проведения занятий:

    беседа с объяснением нового материала;

    показ наглядностей

    демонстрация трудового приема

    практическая работа учащихся;

Межпредметные связи:

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, картины, прихватки, сумка).

Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.

Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), синтепон, ватин, клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг.

Дидактический материал : презентация коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации

Ход урока:

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала
III. Практическая работа по технике выполнения аппликации

IV. Заключительная часть. Подведение итогов

1.Вступление

Ребята тема нашего урока “Аппликация из ткани”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.- создание художественных изображений нашиванием на ткань или наклеиванием на бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

В младших классах вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?

Из бумаги;

Природного материала.

Когда же появилась аппликация?

1 ученица: Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

2 ученица: Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация .

3 ученица : Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.

Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

Какие ручные стежки вы знаете?

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные .

Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В наше время спектр применения аппликации неограничен. C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось.

На приведенных вам фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно.

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал.

Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации.

Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал.

Вышивальный автомат заканчивает аппликацию.

Аппликации бывают:

а ) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей

б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта

в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб

При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп).

Инструменты и материалы для выполнения аппликации:

Ткань, нитки, ножницы, бумага, копировальная бумага, иголки, булавки

Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.

Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.

1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.

2.Рассмотрим технологическую карту и образец “Последовательность выполнения аппликации

3.Рассмотрим технологическую карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации”

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?

Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?

Учитель.

Вы выбрали эскизы и выкройки-шаблоны, на столах находятся технологические карты и образцы выполнения аппликации, все это поможет вам самостоятельно справиться с заданием.

Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.

Практическая часть урока.

Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, трикотаж, кримплен).

Физкультминутка

Выполните упражнения:

    Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет “раз” – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет “два” – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз).

    Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На счет “раз” – поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет “два” – вернуться в и.п.; на счет “три” – поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет “четыре” – вернуться в и.п. (повторить 5–6 раз).

    Дадим отдохнуть глазам. Сидя медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижная; повторить 8–12 раз).

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет ниток и др.

Во время практической работы звучит инструментальная музыка и т.п.

Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

Заключительный инструктаж.

Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой: правильно подобрать цвет к вашей аппликации, сделать раскрой, выбрать наилучшее место на изделии для прикрепления деталей аппликации, прикрепить детали к ткани мелкими сметочными стежками. Многие начали пришивать край детали к ткани. Молодцы! На следующем уроке мы закончим прикреплять аппликацию к ткани и оформим изделие.

Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Конспект урока по теме:

«Аппликация из бумаги. Пальмы»

Выполнила

Кляпицкая Юлия Владимировна ,

учитель начальных классов

Смоленск

2012

Цели урока:

Обучающие (образовательные) : закрепить представление об аппли­кации, продолжить знакомство с понятием «симметрия».

Развивающие: способствовать развитию художественного вкуса, во­ображения; развивать навыки работы с ножницами, клеем.

Воспитывающие: воспитывать такие необходимые учебные качества, как аккуратность, усидчивость.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, плакаты по технике безопасно­сти при работе с ножницами, клей ПВА и листок бумаги, аудиозапись песни «Чунга-чанга» (слова Ю. Энтина, музыка Шаинского), табличка «симметрич­ные фигуры».

План урока:

    Организационное начало.

    Ориентировка в задании.

    Практическая работа.

    Подведение итогов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

I . Организа-ционное нача-ло.

Задачи: на­строить ребят на работу.

— Ребята, выйдите из-за парт, станьте ровно. (Ровно стоят около парт, приветствуя учителя). Сейчас урок технологии.

II . Ориенти­ровка в зада­нии.

Задачи: по­знакомить с планом работы, организовать рабочее место детей.

— Послушайте песенку «Чунга-чанга». Что вы представляете себе, слушая эту песенку?

— Какой характер музыки передает ее содер­жание? (Веселый, задорный)

— Как вы думаете, о какой стране идет речь? Если вы были внимательны, то услышали, что речь идет о кокосах и бананах. А пальмы с этими плодами растут только в теплых стра­нах, на берегу океана.

— Почету для основы (фона) выбрали бумагу оранжевого цвета? (Жара, много солнца.)

— Как называются деревья, на которых рас­тут кокосы? (Пальмы.)

— Обратите внимание на ствол пальмы. Ка­кую геометрическую фигуру он напоминает? (Перевернутые треугольники.)

— Из каких деталей состоит пальма? (Ствол, пять резных листьев, плоды.)

— Какого цвета дерево? (Ствол — коричнево­го, листья – зеленого, кокосы – коричневого, темного цвета.)

— Вначале необходимо подготовить детали аппликации: вырезать листья, затем – ствол и кокосы. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножница­ми.

— Прежде чем приступить к работе, проверь­те, все ли необходимое к уроку у вас лежит на парте: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, листок бумаги.

Образец

Вывешиваю плакаты (дети чита­ют по пунк­ту)

III . Практиче­ская работа.

Задачи: пока­зать ребятам, как можно ис­пользовать зна­ния по теме «Симметрия» при создании красивой ап­пликации из бумаги, а также с какой легкостью можно получать одинаковые фигуры в двух и более экземплярах.

— Что будете вырезать вначале? (Листья)

— Сделаем заготовки: зеленые прямоуголь­ники 3 см*5 см.

— Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая де­таль по сложенной заготовке, а потом рас­крыв ее, получим зеркальное отражение од­ной части в другой)

— Заготовка ствола должна быть равна длине двух листьев, т. е. 10 см*3см.

— Что наклеивается вначале? (Ствол)

Выполнение изделия в следующей последо­вательности

А) вырезать по плану детали.

Б) расположить на основе.

В) приклеить, начиная со ствола.

демонстра-ция образца

Прикрепляю табличку «Симмет­ричные фи­гуры»

Прохожу между ряда­ми, показы­ваю, контро­ли-рую, объ­ясняю.

IV. Подведе­ние итогов.

— Положите свои работы на край парты. Я пройду и оценю их.

— Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить?

— В ходе работы мы закрепили представле­ние об аппликации; продолжили знакомство с какими фигурами? (с симметричными фигу­рами)

— Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по ТБ, пользуясь планом. Молодцы!

— Приведите свое рабочее место в порядок. Урок закончен.

Оценка ка­чества рабо­ты в сравнении с образцом. Лучшие ра­боты пока­зываю всему классу. Самооценка выполнен-ных работ.

Список литературы

1) Андрущенко А. В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. 1 – 4 классы / А. В. Андрущенко. – М.: Владос, 2005. – 134 с.

2) Житомирский В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. В. Шеврин. – М.: Педагогика, 1994. – 176 с.

3) Цирулик Н. А. Умные руки. 1 класс: Учебник / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. – Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.

Кляпицкая Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Урок № 5-6

ТЕМА: Виды аппликаций. Инструменты и материалы для выполнения аппликаций. Практическая работа № 2. Разработка рисунка для аппликации. Инструкция № 56.
Цели:
1. Ознакомить учащихся с различными конструкционными материалами, необходимыми для выполнения аппликации, их свойствами.
2. Формировать способность выражать свои идеи графически и схематически
3. Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного, культуру труда.

Основные понятия: аппликация, основа, технологический процесс, эскиз.
Межпредметная связь: изобразительное искусство.
Литература и оборудование: учебник, компьютер, карточки с анаграммами
Тип урока: комбинированный урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

І. Организационная часть
Приветствие, настрой на работу (учитель читает стихотворение):
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это - труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Без сомненья, это - труд!
И сейчас, ребята, нам предстоит заняться самым интересным и нужным делом – мы с вами будем трудиться. Но сначала убедимся, что вы готовы к уроку и назначим дежурных – труд любит порядок!
Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.

ІІ. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель – В стихотворении, которое вы услышали, сказано, что труд – это самое старое занятие. Так и есть, на протяжении миллионов лет человек живет на земле благодаря труду. И вы работаете тоже, конечно, не так, как взрослые, но все же учеба – серьезный труд. А теперь вспомните и ответьте на вопросы:
Какую тему вы изучили на прошлом уроке?
Что такое предмет труда? Приведите пример.
Какие инструменты вы используете на уроках трудового обучения?

Одни работают для того, чтобы облегчить и улучшить жизнь, а другие стараются ее украсить, сделать ярче. К таким людям относятся художники, артисты, музыканты, и все народные умельцы, которые своими руками создают настоящие произведения искусства, которые нас восхищают. Возможно, среди вас тоже есть будущие мастера и рукодельницы, но этот талант в себе нужно не только открыть, но и развивать! А начинать надо с того, что интересно, что сделать вам под силу, например, с самой известной в мире техники – аппликации.

III. Сообщение темы урока.
Вы уже встречались и работали с аппликацией раньше. Сегодня мы будем говорить о ее видах и первых этапах изготовления. Запишите тему нашего урока в тетрадь (учащиеся прописывают тему). До сих пор вы делали аппликации исключительно из бумаги, но при выполнении изделий могут использоваться самые разные материалы, которые вам известны: ткань, нитки, природные материалы, бросовый материал… На какие работы хватает фантазии у творческих людей и из чего они выполняют свои аппликации, а также - с чего началась эта техника, я предлагаю вам посмотреть!
Интересные факты об аппликации (демонстрация презентации)
Сопровождение к презентации: Если заглянуть в историю, то слово аппликация пришло к нам из латинского языка, а звучало оно так - «прикладывание».
История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было занятием богатых людей. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).
С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны.
В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию. Этьен де Силуэтт (благодаря которому и появился термин "силуэт") увлекался необычным портретированием, на досуге он любил вырезать портреты. И, кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не живописными росписями, а... тенями. Делалось это просто: Этьен подводил гостя к стене и обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал чёрной краской. На светлом фоне отчётливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своём роде "музей теней". К сожалению, до наших дней эта, самая необычная в мире портретная галерея, не сохранилась, но чёрные портреты стали называться «силуэтами».
Позже рисунки стали уменьшать, и либо перерисовывали на бумагу чёрной тушью, либо вырезали из чёрной бумаги. И сто, и двести лет назад одни художники прорезали линии бровей, глаз, волос и деталей одежды, другие выполняли мелкие детали с помощью тиснения, а третьи ограничивались простым профилем.
Сегодня аппликацию можно встретить не только на картоне или ткани. Самыми современными считаются аппликации, выполненные жвачкой и из кусочков глянцевых журналов. А наивысшим мастерством обладают люди, выполняющие аппликации песком. Этот вид творчества длительный, трудоемкий, требует усидчивости, предельного внимания, аккуратности и терпения.
Учитель – А сейчас рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр.32, §6). Здесь представлены различные виды аппликаций. И я вам напомню, что:
Аппликация – это наклеивание, нашивание на основу вырезанных отдельно частей. Все виды аппликаций выполняют на определённой основе.
Основа – это материал, на который накладывают аппликацию. Материал для нее должен быть более плотным по фактуре, чем детали аппликации. Обратите внимание на цвет основы: она однотонная, чаще светлых тонов. Отдельные элементы аппликации в зависимости от материала можно пришивать или приклеивать. Для украшения вашей работы можно также пришить пуговицы, бусины, бисер.
Чтобы изготовить аппликацию, сначала разрабатывают эскиз. Эскиз – это предварительный набросок рисунка, картины, изделия. Эскизы могут быть чрезвычайно разнообразны: люди, животные, растительный мир, фантастические существа и т.п.
Пояснение Виды аппликаций:
1.предметная и сюжетная
на доске: 2. одноцветная и многоцветная
3. декоративная (орнамент)
4. плоская и объёмная
5. абстрактная
6. силуэтная и др.

Учитель - Предлагаю определить тот вид аппликации, который вы будете выполнять в течение проектной деятельности
(применяется метод «Мозговой штурм»).
Итак, ваша аппликация может быть:
Предметной
Многоцветной
Объёмной
Силуэтной
IV. Демонстрация этапов выполнения аппликации на компьютере.
Учитель - Давайте представим себе, как появится ваша аппликация, просмотрев иллюстрации «От задумки – к изделию».

Физкультминутка «Покажи шов»
Учитель – Всем вам известно, что для пришивания деталей аппликации мы будем использовать разные швы. Позже вы детально узнаете, как правильно их выполнять. А пока что давайте встанем и покажем их названия друг другу.
Все встают со своих рабочих мест. Учитель объясняет и показывает движения, характеризирующие каждое название шва.
Учитель – Шов «вперёд иглой» - руки вперёд
Шов «назад иглой» - руки отводим назад
Шов «петельный» - руки на поясе, наклон влево-вправо
Шов «стебельчатый» - потянулись вверх, как стебелек
Учитель – А теперь давайте повторим. Покажите шов «петельный», покажите шов… Учитель называет разные швы, а дети показывают их.

V. Решение анаграмм по инструментарию.
Учитель – Труд не только любит порядок, он не терпит суеты и спешки! Работать нужно не торопясь, иначе можно испортить все дело. Сегодня мы с вами должны были определить инструменты и материалы, которые понадобятся при изготовлении аппликации. На рабочих карточках – их названия. Но я так торопилась, когда их записывала, что допустила много ошибок. Помогите узнать, какое слово зашифровано на карточке и объясните, как этот инструмент или материал можно использовать при изготовлении аппликации.
Учитель показывает карточку, дети отгадывают загаданное слово.

Задание на карточке Ответы Как использовать при изготовлении аппликации

д а ш а к р а н

карандаш
Для перенесения рисунка на основу

ткань Используется как основа, а также материал для изготовления деталей

игла
Инструмент для пришивания деталей из ткани

нить
Для пришивания деталей из ткани

м а б у г а

бумага
Для изготовления шаблонов

н а р п ё к с т о

напёрсток
Инструмент для защиты пальцев от укола иглой

Учитель – Правильно, для дальнейшего превращения в мастеров и рукодельниц вам понадобятся определённые инструменты и материалы: игла, напёрсток, бумага простая и копировальная, ножницы, нить, линейка, карандаш и, конечно, самый главный материал, с которым мы будем работать - ткань! Что же вы должны знать о ткани?
Сообщение учителя: Ткань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей - раппорта, - необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами.
Следует отличать ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен, вырабатываемых путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым можно относить также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).

VI. Практическая работа. Разработка рисунка для аппликации.
1. Вводный инструктаж (по инструкции).
Правила выполнения практических работ.
1. Перед работой проверить исправность инструментов и оборудования.
2. Подготовить своё рабочее место к работе.
3. Работать на своём рабочем месте. Не оставлять его без разрешения учителя.
4. Во время работы соблюдать технологическую дисциплину, правила пользования оборудованием и инструментами, чётко придерживаться правил безопасного труда.
5. Не отвлекаться от работы, не мешать работать другим.
6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
7. Во время перемены выходить из мастерских, дежурные при необходимости проветривают помещение.
8. После завершения работы выключить электрические приборы, положить инструменты и изделия в соответствующие места, убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при работе с иглами и булавками.
1. Чтобы не уколоть палец, необходимо шить с напёрстком.
2. Знать количество используемых в работе булавок, в конце работы проверять их количество.
3. Во время работы булавки и иголки вкалывать в специальную подушечку, игольницу. Не вкалывать иглы в одежду, шторы и другие мягкие предметы, не бросать, не держать их во рту.
4. Не шить ржавой иглой: она плохо проходит в ткань, оставляет ржавые следы и может сломаться.
5. Прикреплять детали ткани следует острием булавки в направлении от себя, чтобы не уколоться.
6. Иглу хранить в игольнице, обвив её ниткой.

2. Выбор рисунка.
Учитель - При выборе тематики рисунка, который будет вашей аппликацией, необходимо учитывать толщину и цвет ткани, которая у вас есть (предоставляю перечень рисунков из папки «Чтоб урок стал интересным»)
3. Перенесение рисунка. Используя копировальную бумагу, скопируйте выбранный вами рисунок, перенесите его эскиз на основу (ткань).
4. Уборка рабочего места. Дежурные собирают раздаточный материал.

Зарядка для глаз «Муха»
Учитель - В кабинет залетела муха! Давайте следить за мухой глазами, не поворачивая головы. Муха на окне! Муха на полу! Муха на доске! Муха на стене! Муха улетела, мы можем продолжить урок.

VII. Рефлексия (беседа с классом)
Что такое аппликация?
Какие бывают виды аппликаций?
Какие инструменты необходимы для изготовления аппликации?
Что используют для основы аппликации?

VIII. Домашнее задание.
Принести разноцветную ткань.
Рекомендации по д/з: Выбирайте цвет ткани в соответствии с выбранным рисунком. Например, для изготовления листьев используйте зелёную ткань; для солнца – жёлтую. Можно использовать неоднотонную ткань, например: полосатый бегемотик, рыбка в горошек.
Не выбирайте ткань, которая легко осыпается, слишком толстая, с пятнами.
Учитель – Вы отлично поработали и, если будете соблюдать все правила и не торопиться, у вас на глазах лоскутки ткани превратятся в интересные яркие аппликации. И помните: даже если вы в чем-то ошибетесь, не опускайте рук: все ошибаются, не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает.

Степанова Валентина Юрьевна

Конспект урока технологии: объемная аппликация из салфеток «Рыбка»

Класс: 3

Цель: создание условий для знакомства с новым видом объемной аппликации из салфеток.

Задачи урока:

    Способствовать изучению технологии правильного выполнения объемной аппликации из салфеток.

    Развивать фантазию, внимание и творческие способности.

    Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Формируемые УУД

Предметные:

    учиться изготавливать объемные аппликации из салфеток;

    использовать приемы работы с бумагой;

    применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Метапредметные:

Познавательные УУД

    извлекать информацию из схем, иллюстраций;

    выявлять сущность и особенности объектов;

    на основе анализа объектов делать выводы;

    искать и отбирать информацию.

Коммуникативные УУД

    формируем умение слушать и понимать других;

    строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    организовывать учебное взаимодействие в паре.

Регулятивные УУД

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    контролировать свою деятельность на основе плана;

    определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя.

Личностные

    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы: словесный (разъяснение), практический (изготовление аппликации).

Оборудование: салфетки, образцы рыбок, ножницы, клей, картон, готовая аппликация «Рыбка», аквариум.

План урока:

1) Организационный момент
2) Мотивационный этап
3) Актуализация знаний
4) Постановка учебной задачи

5) Подготовка к практической работе

6) Физкультминутка
7) Практическая работа
8) Итог урока. Рефлексия

Ход урока

Название этапа: организационный момент

Задача: создать эмоциональный настрой на урок

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 1 мин

Название этапа: мотивационный этап

Задача: заинтересовать учащихся на изучение нового материала

Метод: словесный

Прием: рассказ, беседа, загадки

Время: 3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Испортить, разрушить природу легко, а вот понять ее секреты, извлечь из них пользу может лишь тот, кто умеет любоваться

ею, рассматривать ее, изучать.
На уроке мы поговорим о мире животных, но о каких – это вы можете сказать, отгадав загадку.
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком, по земле не хожу, рот есть, да не говорю, глаза есть, да не мигаю, крылья есть – не летаю?
– Сегодня мы познакомимся на уроке с обитателями подводного мира и не только, а также создадим свой маленький подводный мир.
– А вы знаете, что жизнь на земле зародилась много миллионов лет назад. Скорее всего, первые существа появились в океанах. И через много лет эти живые существа изменились и превратились в животных, которых мы называем рыбами.
– На Земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. А остальные морские.
– Среди рыб, если посмотреть на рисунок, есть большие и маленькие.
– Каких рыб вы знаете?

Поиграем в игру, вам нужно узнать названия рыб, помогут в этом загадки.

1) Шириной с тарелку
В реках и озерах
Много зарослей, в которых
Он спокойно обитает.
Он прудов не избегает.
С промерзающей водой
И серебряный бывает
И бывает золотой.

2) В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу
Знают все прекрасно –
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!

3) Хвостом виляет, зубаста, а не лает.

4) Как по морю-океану,
Рыба – рыбица плывет,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не дает!
От него волна бежит,
Ну конечно это –

Рыбы

Окунь, карась, щука..

Карась

Акула

Щука

кит

Показ картинок с рыбами

Название этапа: актуализация знаний

Задача: актуализировать знания учащихся

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 2 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Ребята, посмотрите, какие материалы лежат у вас на парте? Как вы думайте, что можно изготовить из данных

материалов?

Что такое аппликация?

Что можно украсить аппликацией? А как вы понимайте понятие «объемная аппликация»?

Только часть такой аппликации соприкасается с основой, а большая часть поднимается над основой и имеет высоту.

Салфетки, ножницы, клей.

Оригами, цветы, аппликацию

Аппликация-это один из видов из видов изобразительной техники, который основан на вырезании и наложении различных материалов на определённый фон.

Аппликацию используют для украшения одежды, мебели и много другого.

Большая часть аппликации поднимается над картоном и имеет высоту.

Название этапа: постановка учебной задачи

Задача: самостоятельная постановка учебной задачи учащимися

Метод: словесный

Прием: загадки

Время: 2 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный.
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Кто знает обитателей аквариума?

Как вы думайте, что мы будем сегодня изготавливать?

Ребята, у меня есть аквариум, рассмотрите на него.

В нем всего одна рыбка, и ей очень одиноко. Мы сделаем ей друзей?

Какая будет цель нашего урока?

Аквариум

Меченосцы, скалярии, петушки, сомики.

Рыбок, аквариум.

Изготовить рыбок из салфеток, аппликация рыбки

Показ аквариума

Название этапа: подготовка к практической работе

Задача: составление этапов работы

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 6 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Рассмотрите рыбку, которая есть в аквариуме. Как вы

думайте, как мы будем ее выполнять? Какие могут быть рыбки по цвету?

Посмотрите внимательно и скажите, как она сделана, из
каких деталей?

Верно. Сейчас составим алгоритм.

Что сделаем сначала?

Итак, первый этап нашей работы:

Второй этап:

Сворачиваем салфетку 4 раза, разрезаем.

Скатываем между двумя ладошками кусочки салфетки в небольшие шapики.

Четвертый этап:
Намазываем клеем участок на рисунке, который мы сейчас будем «зарисовывать», и плотно в один слой выкладываем (приклеиваем) шарики. Двигаемся от одного участка к другому.

Работать вы будете в парах, вам нужно будет сделать вдвоем одну рыбку. Как работать в паре?

Выберите одного человека из вашей пары, который подойдет и вытянет одну рыбку. Сейчас рыбку, которую вы взяли, нужно перевести на картон. А затем приступить к созданию аппликации.

Будем брать маленькие кусочки салфетки, скатывать и приклеивать.

Всех цветов.

из скрученной салфетки

хвост, плавники, тело, голова.

Выберем цвета, из которых будет состоять наша рыбка.

Нужно подготовить квадраты из салфеток.

Нужно скатать шарики, комочки

Нужно намазать клеем, то место, куда будем приклеивать шарики.

Слушать друг друга, помогать, подсказывать, дружно, сообща.

На слайде поэтапная схема

Название этапа: физкультминутка

Задача: снять физическое напряжение

Прием: стихотворение, упражнение

Время: 2 мин

Название этапа: практическая работа

Задача: выполнение работы практически

Метод: словесный, практический

Прием: создание аппликации

Время: 25 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Перед началом работы давайте повторим технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами

Ножницы нельзя брать без разрешения

Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

Ножницами нельзя вырезать на ходу

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Теперь вы можете приступать к работе

Работа учащихся

Название этапа: итог урока, рефлексия

Задача: подвести итоги урока

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 4 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Послушайте стихотворение В. Шульжик «На дне морском»:

Ныряли в море первооткрыватели
И без дыханья достигали дна.
А после

Привычные давали имена.
Вот кот морской,
Вот, пообедав вкусно,
У камня дремлет рыба-звездочет.
Морской бычок морскую ест капусту,
Как будто он забрался в огород.

Вот рыба-меч,
Она как меч без ножен,
Мечу такому ножны не нужны.
Морской петух напуган и встревожен.
Забился в тень, одни глаза видны.
У многих рыб обычные названия,
Земные и привычные вполне.
Названия, известные нам ранее.
Хоть мы и не бывали в глубине....

А теперь, давайте, и мы дадим имена своим рыбкам.

По очереди выходите, показывайте рыбку, называйте ее имя и запускайте в аквариум.

Теперь моей рыбке не грустно.

Нам нужно оценить работы друг друга.

Критерии оценивания работ:

    аккуратность,

    проявление творчества, оригинальность композиции использование приемов для создания деталей композиции,

    цветовое решение.

Пришло время прощаться с золотой рыбкой. Но она хочет знать, что вы на уроке узнали нового. Что было интересного?

Рыбка предлагает вам загадать желание, которое непременно исполнится.

Убираем свои рабочие места.

Запускают рыбок в аквариум. Оценивают друг друга