Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики. Воспитание патриотизма в детях Статья о нравственном патриотическом воспитании из журнала


Яндыбаева Е. В. Патриотическое воспитание школьников средствами литературного краеведения // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 136-141.

В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников средствами литературного краеведения, а также система работы педагога школы по патриотическому краеведению, формы и методы данного направления в воспитании школьников.

Kлючевые слова: система патриотического воспитания, литературное краеведение, духовность, формы работы, урочная и внеурочная деятельность.

PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF LITERARY LOCAL STUDY

Elena V. Yandybaeva

This article describes the patriotic education at school by means of literary local study, as well as school teacher"s work in the sphere of patriotic local history, the forms and methods of this activity within students" education.

Keywords: system of patriotic education, literary study of local lore, spirituality, forms of work, curricular and extracurricular work.

Вопросы патриотического воспитания, ставшие актуальными в наше время, вызваны необходимостью сохранения нашего общества как единого многонационального суверенного государства. По словам В. В. Путина, эта проблема «давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, …она не обсуждалась… На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну» [Владимир…]

Как тут не вспомнить слова русского писателя А. И. Солженицына: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». Несомненно, основополагающая роль в привитии патриотических чувств подрастающему поколению отводится, наряду со средствами массовой информации, школе.

Президент России В. В. Путин в своем выступлении, посвященном данной проблеме, предостерег: «Мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого». А для этого сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности…» [Владимир…]. Назревшая проблема поисков действительно «живых» форм работы и легла в основу данной работы.

Краеведческая работа является важной составляющей частью в патриотическом воспитании школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края. Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.

Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три направления:

· изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы;

· исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;

· изучение биографий и творчества литераторов региона.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой направлениях: введение регионального компонента в содержание урочной и внеурочной деятельности по литературе. В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме. Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков. Задача педагога, на мой взгляд, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.

Специфика предмета литературы дает возможность педагогу привлекать краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности. В календарно-тематическое планирование уроков входит краеведческая составляющая. Региональный компонент школьной программы по литературе, как и в федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

· для чтения и изучения;

· для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

· для внеклассного чтения [Табарданова 2009].

Интересными для изучения в региональном краеведческом компоненте я считаю творчество Б. Екимова, а также поэзию волгоградских авторов.

Краеведческая работа в современных условиях активизирует учебно-воспи-тательный процесс. Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является поисково-исследо-вательская деятельность учащихся. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

· Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Этот вид творческой деятельности приобщает учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные материалы, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно связывая его с жизнью края и страны. Учащиеся пишут трудовые биографии передовых людей края, очерки о людях труда. Все это прививает детям любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии.

· Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий. При таком виде деятельности происходит прямая передача знаний людей различных поколений, профессий подросткам, что создает особую, творческую атмосферу. Именно в такие моменты слова «героизм», «патриотизм», «Родина» приобретают не отвлеченное значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный воспитывающий эффект [Калашникова 2007].

В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа священной волгоградской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания. Краеведческий компонент может быть элементом урока, а может составлять и содержание всего урока. Например, на уроках, посвященных литературе Великой Отечественной войны, элементом содержания становятся произведения наших земляков. В ходе беседы выявляются вопросы, интересные для учащихся. Они и становятся предметом исследований школьников. Осуществление старшеклассниками проектно-исследовательской деятельности позволяет им проявить себя, развивает коммуникативные компетенции. Можно привести примерную тематику проектов по литературному краеведению:

· «Кровью омытые строки мои…» (о поэтах, погибших в Сталинградской битве).

· Поэзия современного Волгограда.

· Тема родной земли и творчестве М. Агашиной.

· Военная тема в творчестве М. Агашиной.

· Тема детства в творчестве М. Агашиной.

· «Женская» поэзия Волгограда.

· Тема семьи в творчестве Б. Екимова.

При изучении поэзии Великой Отечественной войны в 8 классе, после знакомства с творчеством поэтов – участников войны учащимся предлагается подготовить проекты-презентации по темам «Поэты, защитившие Сталинград», «Поэзия пылающего Сталинграда». Также ребята сами могут определить тему своего проекта. Чтобы подготовить проекты по предложенным темам, школьники проводят индивидуальные и групповые исследования, привлекая фонды школьной и районной библиотек, пользуются сведениями из Интернета. Такой вид работы, конечно, формирует и развивает познавательные, коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Включение элементов краеведения на уроках развивает воображение, память, интерес, внимание.

Воспитанию чувства сопричастности и близости к родной волгоградской земле, на мой взгляд, способствует также проведение на уроках литературы поэтических пятиминуток. Они, как правило, проводятся в преддверие дат, священных для каждого сталинградца и волгоградца: 19 ноября, 2 февраля, 9 мая. Ребята читают наизусть стихи наших земляков по данной тематике, причем произведения выбирают сами. Эмоциональность и сопереживание учащихся – главный педагогический итог такого рода деятельности. Для воспитания современных детей считаю это немаловажным результатом.

Предметные декады, проходящие в школе систематически, также входят в систему краеведческой работы. Так, в рамках предметных декад регулярно проводятся интегрированные уроки. Применение технологии интеграции активизирует познавательную деятельность школьников, развивает их интеллектуальные и личностные качества, позволяет учащимся успешнее усвоить материал. Привлечение литературного и исторического краеведческого материала, безусловно, делает урок эффективнее, так как развивается интеллектуальный и эмоциональный, личностный потенциал школьника. Учащиеся осознают себя продолжателями и носителями традиций священной земли, на которой они родились.

Внеурочная деятельность по литературному краеведению является важной частью системы патриотического воспитания учащихся. Она включает в себя разнообразные формы деятельности. Из применяемых мною можно говорить о следующих:

· литературные вечера;

· конкурсы чтецов;

· встречи с земляками;

· читательские конференции.

Литературные вечера проводятся в рамках предметных недель, а также приурочиваются к памятным датам поэтов и писателей-земляков. Для их проведения требуется серьезная подготовка: определяется тема и цель вечера, отбирается материал, значимый в идейном и художественном отношении, а также интересный для учащихся. Затем составляется программа. Важно, чтобы вечер имел именно краеведческий характер. Для накопления материала организуется изучение литературных произведений местных авторов, собираются сведения о них. При проведении этих мероприятий используются различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен.

Следующей важной формой внеурочной деятельности являются конкурсы чтецов, проходящие в школе регулярно и, несомненно, развивающие интерес учащихся к творчеству поэтов и прозаиков-земляков. Дети участвуют в традиционном школьном конкурсе «Край ты мой родной». Перед ним ведется планомерная подготовительная работа, одной из целей которой является привлечение как можно большего числа школьников. Каждый из участников сам подбирает себе произведение, перед выступлением кратко знакомит зрителей с биографией автора. Группа ребят отвечает за музыкальное сопровождение конкурса. Широкий охват детей в школьных мероприятиях способствует повышению интереса ребят к литературе родного края, формируя духовный облик школьника в общем и патриотические чувства в частности.

Важной формой патриотического краеведения также считаю участие ребят в различных районных конкурсах чтецов, посвященных нашим землякам – героям, участникам локальных конфликтов; в районном конкурсе «Детство, опаленное войной». В сентябре 2015 г. мои ученики приняли участие в региональном этапе международного фестиваля «Литературные чтения в Сарепте». В рамках этого фестиваля состоялась встреча с поэтессой Е. Иванниковой. Участие в конкурсах такого уровня расширяет литературный кругозор учащихся, обогащает их жизненный опыт. Внимание школьников привлекается к лучшим представителям родного края, которые становятся образцами для юношества. Эта форма внеурочной деятельности, безусловно, важна для формирования чувства любви к родной земле.

Неотъемлемой частью работы по литературному краеведению является проведение мероприятий совместно с районной детской библиотекой № 6. В рамках празднования 70-летия Великой Победы состоялась литературная гостиная. Ребята подготовились к литературной викторине с краеведческим элементом, затем прошла встреча с нашими земляками – «детьми Сталинграда». Такие мероприятия, конечно, обогащают личностный опыт школьников, когда ребята не из книг и кино, а вживую могут пообщаться со свидетелями тяжелого для всех наших соотечественников времени. Обобщением такого жизненного опыта становятся творческие работы – сочинения на основе личных впечатлений.

Еще одной формой внеурочной деятельности является читательская конференция. Главное достоинство ее в том, что учащиеся могут выразить свое мнение о книге, аргументировать его, поспорить. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся нечасто. Они требуют очень серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но увлекающей аннотацией. Естественная трудность состоит в том, чтобы организовать по-настоящему активное и живое обсуждение, чтобы учащиеся не просто рассказывали о писателе, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы и дискутировали. На мой взгляд, интересны читательские конференции, посвященные проблемам, поднимаемым в произведениях Б. Екимова. Именно раскованное и свободное обсуждение школьниками проблем в художественных произведениях волгоградских авторов отличает читательскую конференцию от обычной. Данная форма литературного краеведения, на мой взгляд, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются речевые и коммуникативные компетенции.

Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача современного педагога не только вооружить ученика необходимым багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота. Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на мой взгляд, и сформировать патриотические чувства.

В свете проблемы гуманизации образования, естественно, необходимы новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной», – эти слова принадлежат академику Д. С. Лихачеву. Они близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине [Храпова 2011: 169–171].

Литература

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 5, 6.

Владимир Пути о патриотизме // Культура здоровой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://ros-idea.ru/site/163.

Калашникова О. М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 4.

Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцман. – В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

Табарданова Т. Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. – 2011. – № 6. – Т. 2. – С. 169–171.

Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1976.

Патриотическое воспитание школьников

В последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.

Во время одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Владимир Владимирович Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Что же такое патриотизм?

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».

В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире - «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».

Можно сделать вывод, что «патриотизм» - это личностное качество человека. Сущность этого феномена заключается (7):

«а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности»

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. По мнению А.Н. Вырщикова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Отличник народного просвещения РСФСР. Отличник просвещения СССР ) и М.Б. Кусмарцева (кандидат педагогических наук, доцент) «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства».

В настоящее время необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения отражается во многих программах, проектах, нормативных документах, научных и популярных публикациях.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» основной целью патриотического воспитания является любовь к своей Родине, и преданность ей, готовность защищать его интересы, гордость и верность традициям и культуре своего народа, готовность служить своим трудом на благо Отечества. Логическим продолжением программы является проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основные ориентиры которого сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Новизной программы являются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования прописаны воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Этот закон и другие нормативно-правовые документы ориентируют педагогов на патриотическое воспитание обучающихся, на активизацию внимания на формирование у детей гордости за свою страну, ее культуру и историю.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания школьников является развитие высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

В этом плане система образования представляет собой возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей обучающихся, воспитанию в духе межнационального согласия и российского патриотизма, распространению знаний об истории и традициях разных народов России и об общей истории и культуре страны.

Прекрасные слова принадлежат Д.С. Лихачеву: «Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, - чем действительно можно гордиться и сейчас, и впредь». История России, как известно, богата знаменательными событиями. Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

Проведение познавательно-игровых программ, посвященных Дням воинской славы и памятным датам, позволят школьникам закрепить и углубить знания об истории России и гордиться подвигами героев нашей страны, способствуя тем самым формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Литература

1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/ Внешкольник информационно-методический журнал – 2013. - № 6 (156).

    Вырщиков, А. Н. , Кусмарцев, М. Б . Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - URL: http: // www . archives . ru / programs / patriot _2015. stml /

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л – Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

    Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - URL: .

    Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы / Научный журнал КубГАУ- 2015.- №110 (06). [ Электронный ресурс] - URL: http: // .

Наталья Калошина
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Рост агрессивности и жестокости неизбежно провоцирует высокий уровень детской преступности. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники, детские и юношеские общественно-политические организации; культивируется негативная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием и социальным расслоением; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.

В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают , какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей , организации всего образовательного процесса.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать пат-риотизм у дошкольников : чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть э то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок на-чинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания , развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели определены следующие задачи :

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отноше-ния ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу прово-жу с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаю подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем тематические выставки.

В процессе всей работы использую НОД особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал, стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы “возвращаются” вновь к увиденным кадрам.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особен-ность патриотического воспитания детей .

Участвуем с детьми в народных праздниках : “Веснянка”, “Маслени-ца”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами по-знавательного и художественного характера, иллюстративно - дидакти-ческим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую про-изведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития . В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки , восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводится много НОД, где дети могут самостоятельно исследовать какую-то проблему.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит иг-ре, так как она является основной деятельностью дошкольника . Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры - драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров : кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры красной чертой проходит нравственное , эстетическое, физическое воспитание детей . Дети старшей и подготовительной групп всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр - синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним”. В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента. Дети бережно относятся к предметам, когда - то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчи-во, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повсе-дневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На-родная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хо-рошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - сло-вом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ : “День защитника Отечест-ва”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выста-вок детского творчества “Великий праздник День Победы”.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокуп-ность общечеловеческих ценностей : понятия любви, дружбы, добра, ис-тины сливаются с познавательной активностью, представлениями о со-временной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в буду-щем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, по-скольку считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он по-могает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

  • деньги – 32,7 %;
  • деловая карьера и образование – 20 %;
  • получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

  • любовь – 5,1 %;
  • действия ради будущего России – 4,4 %;
  • идеалы и вера – 2,7 %.

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

  • здоровье;
  • родители;
  • счастье;
  • деньги;
  • любовь;
  • жизнь;
  • природа;
  • мама-92 %;
  • 2 % ответили “не знаю”.

На вопрос “Самое главное в жизни – это... ” были даны следующие ответы:

  • здоровье;
  • моя семья;
  • родители;
  • учеба;
  • счастье;
  • мама;
  • доброта к окружающим;
  • любовь;
  • окружающие тебя люди;
  • хорошо закончить учебный год;
  • иметь собачку;
  • сама жизнь;
  • внимание.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы... ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

  • Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

  • Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
  • многообразие форм, методов и средств;
  • индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

  1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
  2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
  4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

  1. Пропаганда отечественной истории и культуры.
  2. Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
  3. Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
  4. Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
  5. Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
  6. Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
  7. Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
  8. Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
  9. Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
  10. Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
  11. Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования.

Бражник В.М.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Родина - это город, в котором

родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода

М. Ауэзов

Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа. Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

«Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства». Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою “малую Родину” - край, где родился, но и свою большую Родину – Казахстан. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Культурно- исторический компонент.

Включает воспитание у школьников чувства любви к Родине, гордости за казахстанский народ, воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту казахского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью Казахстана, но и достоянием мировой цивилизации (народный промысел, памятники архитектуры, народные обычаи и традиции, праздники, произведения живописи, графики, музыки).

Военно- исторически й компонент.

Включает ознакомление с переломными моментами истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанных в трудах видных историков М Козыбаева, Е.Бекмаханова, А.Кенесарина,М. Магауина и др.(борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями, победа в Великой Отечественной войне и др. события).

Краеведение .

Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города не возникают само по себе, а воспитываются, Воспитание к родному городу, понимание ценности культурного наследия, созданные народом за века, гордости за своих соотечественников. Желание познать славное прошлое родных мест дает импульс для развития патриотизма.

Экологический компонент.

Занимаясь проблемами охраны природы важно, чтобы дети осознали единство «природы – человек», где человек часть природы и его развитие является фактором изменений самой природы. Отсюда вытекают задачи экологического направления патриотического воспитания.
Первая – овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу.
Вторая - воспитание понимания многогранной ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Третья – обучение детей правилам общения с природой, познание ее.
Четвертая - развитие потребности в общении с природой.

В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Именно, поэтому важно разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств. При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство, другие – через изучение истории родной страны и родного края, третьи – через религиозную веру, а кто-то через служение Родине. Воспитание патриотизма должно осуществляться через изучение культуры и традиций своего народа, знание государственной символики. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях. К ним относятся проведение викторин, игр, оформление стенгазет, экскурсии в музеи. В учебное время патриотическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий.

И все же становиться вопрос каковы же пути совершенствования процесса патриотического воспитания учащихся начальной школы?

Продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;

Обогащение содержания патриотического воспитания;

Развитие форм и методов по патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;

Усиление патриотической направленности проводимых мероприятий;

Участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, имеющих отношение к патриотическому воспитанию;

Организация сотрудничества педагогов школы и педагогов дополнительных образований, сотрудников музеев и библиотек;

Изучение и обобщение передового опыта работы в области патриотического воспитания для его внедрения в практику работы педагогов.

Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу.

При разработке программ направленных на формирование патриотических качеств личности младших школьников каждому учителю необходимо помнить, что патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина.

Мы убеждены, что патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Это сегодня звучит актуально.

Список литературы:

1 Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2–8.

2 Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005. №8 – С. 17.