Ребенок не хочет школу делать. Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Ребенок не хочет в школу – давление со стороны родителей


Ребенок капризничает утром, говорит, что не хочет идти в школу, жалуется на головную боль или боль в животе, тошноту. Очевидно, есть причина.


Физические причины

Ребенок действительно может плохо себя чувствовать. Возможно, он заболевает. Температура у него еще не поднялась, но ощущает он себя «разбитым». Понаблюдайте. Если ребенок жалуется на плохое самочувствие каждое утро, а оставаясь дома, выздоравливает, причина скорее всего в другом. Это не говорит о том, что ребенок обманывает вас. Стресс вызывает психосоматические недомогания.

Переутомление

Оцените режим ребенка, он должен высыпаться. В норме дети 6-12 лет должны спать 9-12 часов. Если же ребенок ((до ночи делал уроки, играл в компьютер или смотрел фильм)), конечно, утром ему будет тяжело встать, его будет тошнить, а голова - кружиться. Попробуйте наладить режим и снизить нагрузку, например, на время отказаться от дополнительных занятий, связанных с умственными усилиями.

ИСТОРИЯ: Девочка 9 лет часто не может заснуть вечером, хотя ложится спать в одно и то же время, а утром не может встать, плачет, на уроках зевает. Родители обратились к психологу, он посоветовал снизить нагрузку, временно отказаться от дополнительных занятий в математическом кружке и понаблюдать. По вечерам родители вместе с девочкой стали гулять или кататься на велосипеде. Сон ребенка наладился, девочка без проблем стала вставать утром в школу.

Проблемы с учебой

Ребенку может быть сложно учиться, например, у него проблемы с вниманием, или он не успевает за классом, а возможно, просто пропустил тему и теперь не понимает материал, и ему нужна помощь. Высокие ожидания родителей и педагогов вызывают дополнительный стресс. Оцените успеваемость ребенка, почему по некоторым предметам он имеет плохие отметки: возможно, ему нужна ваша помощь или дополнительные занятия, а в случаях проблем с вниманием - консультация специалистов: нейропсихолога и логопеда.

ИСТОРИЯ: 8-летняя Лера боялась ходить в школу, часто плакала. В школе она не успевала по русскому языку и чтению. Читала она медленнее всех, в заданиях по русскому языку не успевала и делала много ошибок. Это стало особенно заметно, когда во втором классе появились оценки. Лера стала получать двойки, дети смеялись, девочка начала прятать тетради, чтобы никто не увидел их. Учитель рекомендовала родителям обратиться к логопеду, который предположил у Леры дислексию и начал заниматься с ней. Оценки стали лучше, педагог снизил требования к ее работам, Лера стала увереннее.

Проблемы с педагогами или одноклассниками

Дети часто отказываются ходить в школу, если у них проблемы с одноклассниками, а может быть даже травля и издевательства. Иногда проблемы возникают с педагогом, который кричит или предъявляет слишком жесткие требования. Поговорите с ребенком о том, что его беспокоит, а также побеседуйте со школьными учителями. Успокойте своего ребенка, пусть он будет уверен, что вы поможете решить эту проблему. Чем раньше вы вмешаетесь, тем быстрее сможете помочь своему ребенку вернуться к обучению.

ИСТОРИЯ. Алиса очень хотела пойти в первый класс, но через 2 недели учебы стала отзываться о школе негативно. Все дети жаловались, что учительница очень строгая, говорит на повышенных тонах, не выпускает в туалет на уроках. С помощью администрации школы родители решили проблему.

Временное беспокойство

Нежелание ходить в школу может быть не только связано с серьезными проблемами, но и временной тревогой: сложной контрольной или болезнью любимого друга. Вы можете посочувствовать своему ребенку. Не говорите ему: «Пойдем скорей, я опаздываю», скажите «Я знаю, сегодня нелегкий день, я уверена, что ты справишься и всегда готова прийти тебе на помощь".


Более серьёзные психологические проблемы

Нежелание идти в школу может сигнализировать о наличие трудностей в эмоционально- личностном развитии. В этом случае потребуется консультация психолога.


Можно ли разрешать ребенку иногда не ходить в школу?

Если вы думаете, что это поможет ребенку, например, отдохнуть после повышенного напряжения (контрольной, олимпиады, выступления), то это разумно. Но регулярная практика прогулов - это тактика избегания проблем, а не их решение.

Говорит, что ему там не нравится, что он хочет остаться дома, играть со своими игрушками и гулять во дворе.

Психологи утверждают, что такое поведение непременно имеет свои причины. Давайте вместе разберемся в причинах того, почему ребенок отказывается ходить в школу, и узнаем, как уговорить его изменить свое решение и все-таки пойти на учебу.

1. Возможно, ребенок отказывается ходить в школу из-за того, что он тяжело адаптируется в новом коллективе. Если ваш ребенок учится в первом классе, тогда это вполне нормально, ведь в школе нужно учиться, а не играть, как в садике, а это ребенку не нравится. Плюс, вокруг него много незнакомых ребят, с которыми он еще не успел сдружиться.

Психологи утверждают, что в норме ребенок должен успеть адаптироваться в школе за 2-3 месяца, если в течение указанного периода это не произошло, возможно, вашему ребенку нужна помощь психолога или опытного педагога, чтобы нормально адаптироваться. Перед тем, как обращаться за помощью к специалисту, поговорите с ребенком о школе, выясните у него, что ему нравится, что нет, постарайтесь найти позитивные моменты в том, что он пошел в школу.

2. Ребенок может отказаться ходить в школу, если у него что-то не получается, он не успевает по учебе, а родители отчитывают его за это и постоянно напоминают, что он должен учиться отлично. Таким образом, ребенок ощущает, что он не соответствует ожиданиям своих родителей, что он их расстраивает, поэтому он отказывается ходить в школу.

В этой ситуации родителям необходимо пересмотреть свои ожидания, помните, что ребенок не обязан хорошо учиться для вас, не требуйте от него ничего, он отдельная личность со своими потребностями, желаниями и возможностями. Лучше поговорите с учителем, постарайтесь понять, почему ребенок не успевает усваивать новую информацию, постарайтесь ему помочь добиться успеха.

3. Также причиной отказа посещать школу может стать глубокое разочарование ребенка в школе как таковой. Дело в том, что когда ребенок ходит в садик, родители то и дело рассказывают о том, как замечательно, интересно и весело будет в школе. А когда ребенок приходит в школу, он видит, что в учебе нет ничего веселого и особенно интересного, он только понимает, что теперь он должен много работать, а это ему не нравится.

В том, что так происходит, виноваты родители, которые рассказывали ребенку откровенные «сказки» о школе, поэтому психологи советуют быть с ребенком честными изначально. Лучше рассказывать правду о школе, о том, что там будут уроки, домашние задания, и о том, что там он найдет друзей, сможет попробовать себя в разных сферах жизни и творчества.

4. Еще ребенок может отказываться посещать школу из-за того, что он сильно устает. Это может происходить в тех случаях, если ребенок сильно перегружен, если кроме уроков, он каждый день ходит по репетиторам, секциям, кружкам. В такой ситуации вам стоит откорректировать распорядок дня ребенка так, чтобы ваше чадо могло отдыхать и гулять.

5. Причиной отказа ребенка ходить в школу могут стать проблемы в его развитии. Ребенок с такими проблемами с первого дня не будет успевать по учебе, он не будет усидчивым, он не будет понимать, что он него хотят. В этой ситуации вам стоит посоветоваться со специалистами, и принять решение либо о переводе ребенка в специальный класс, школу, либо о дополнительных занятиях по развитию.

Также нежелание ходить в школу может возникать или одноклассниками. Чтобы избежать подобных ситуаций, старайтесь быть внимательными к своему школьнику, интересуйтесь его школьной жизнью, советуйте, разговаривайте с ним о школе, подключайте свой личный опыт, чтобы ребенок всегда ощущал вашу поддержку.

Смотри видео Диагноз сколиоз: что делать?

Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться.

Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту “замену” школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)

Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны “сдавать” туда своих детей, достигших 7-летнего возраста.

И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова “охрана детства” но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться).

Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он “не может посещать школу по состоянию здоровья”. Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!

Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня додумались до идеи не “сдавать” детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей.

Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!!

Более того, там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете – поделитесь.

После этого мне сказали: “Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены.”

Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло. Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве.

Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).

А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет. А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!

А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!

То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.

Но это теория. Практика, увы, сложнее;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс.

Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.

Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему “домашнее обучение”. С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе “решающее большинство” (на “педсоветах”, где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия “домашнего обучения” чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!!

Он ДОЛЖЕН “отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ”! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи)

Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале “прочерк” вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса).

Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были “сосчитаны” ни в одной поликлинике, и от слов “медицинская справка” у меня начиналось головокружение), а иначе он “заразит” других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием.)

Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в “жизни класса”: мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.

Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили. Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!

Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и “участия в жизни класса”) сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.

Но я отвлеклась. Вернемся в прошлый год, когда я привела в “первый класс” 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. “окончил начальную школу”.

И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.

Вот только желания такого у него почему-то нет. Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.

Ксения Подорова

Фотобанк Лори

Прежде всего, родителям необходимо успокоиться: их проблема достаточно широко распространена, и имеет несколько решений – в зависимости от той причины, по которой ребенок не хочет идти в школу. Причин может быть несколько, и для каждой возрастной группы – разные.

Для первоклашек наиболее вероятной причиной нежелания идти в школу может быть страх: страх неизвестности, нового коллектива и новой обстановки. Второй наиболее вероятной причиной отказа первоклашки идти в школу может являться отсутствие психологической готовности к школе – ребенок просто не понимает, для чего ему нужно учиться, сидеть неподвижно в течение длительного времени, подчиняться новым правилам, осваивать новые обязанности. Зачастую нежелание идти в школу возникает у первоклашки уже после нескольких недель или месяцев учебы: ребенок не справляется с нагрузкой, школа и уроки начинают вызывать неприятие, а затем и отвращение.

Как ни странно, хорошая подготовка ребенка к школе тоже может явиться причиной его нежелания посещать уроки: чаще всего обучение в 1 классе начинается с самых азов, и хорошо подготовленному ребенку может быстро стать неинтересно на уроках.

В начальной школе нежелание ребенка посещать уроки может быть связано либо с затянувшейся адаптацией, либо с тем, что школьные нагрузки оказались ребенку не по силам. В случае длительной, либо неудачной адаптации к школе ученик начальных классов постепенно начинает отрицательно или индифферентно относиться к учебе. Довольно часто для пропуска занятий ребенок жалуется на нездоровье, причем болезни могут быть и вымышленными, и реальными – так называемая на неприятную для него обстановку.

В средних классах даже дети, которые хорошо учились в начальной школе, могут потерять интерес к учебе. Если учебный материал плохо усваивается, им становится скучно на уроках, они ищут возможность избежать неинтересных для них занятий. Второй наиболее вероятной причиной нежелания посещать уроки в средней школе могут стать конфликты со одноклассниками и учителями.

Старшеклассники могут потерять интерес к получению знаний вследствие появления других интересов: чаще всего это может быть общение со сверстниками вне стен школы, а также в интернете. Кроме того, в старших классах нагрузка на учеников заметно увеличивается в связи с .

Таким образом, причинами нежелания ребенка посещать школьные занятия могут быть следующие факторы:

Страх ребенка перед неизвестным;
отсутствие психологической готовности к школе;
конфликты с одноклассниками или учителями;
серьезное опережение сверстников в знаниях;
неудачная адаптация к школе;
плохая успеваемость;
потеря интереса к учебе, появление других интересов;
увеличение нагрузок.

Что следует предпринять родителям

Если причину нежелания ребенка идти в школу самостоятельно выяснить не удалось, родителям стоит обратиться вместе с ребенком к детскому психологу. Если же причина ясна, следует приложить максимум усилий для ее устранения.

Если ребенок испытывает страх перед школой, следует как можно подробнее рассказать ему о том, что именно его ожидает, а также заранее посетить ту школу, в которую вы собираетесь отвести ребенка 1 сентября. Психологическую готовность ребенка к школе вы можете самостоятельно проверить при помощи специальных тестов, либо обратиться с этой целью к специалисту . В том случае, если причиной является именно неготовность ребенка к школе, возможно, стоит попробовать пойти в школу на следующий год.

Если ребенок опережает сверстников по уровню знаний и ему скучно на уроках, стоит посоветоваться с учителем: возможно, он станет давать ребенку более сложные задания и обращать на него больше внимания во время уроков. Иногда в таких случаях выходом может стать и .

В случае конфликтов ребенка со сверстниками или преподавателями родителям ни в коем случае не стоит оставлять эту проблему без внимания. В зависимости от причины конфликта взрослый сможет подсказать наиболее приемлемое решение для выхода из сложившейся ситуации, которое ребенок может просто не увидеть в силу своего недостаточного жизненного опыта.

В любом случае, если ребенок по какой-либо причине не хочет идти в школу, то в этот момент ему нужна ваша максимальная поддержка и внимание. Обязательно проконсультируйтесь с педагогом, а также со школьным психологом, и совместно вам обязательно удастся выработать наиболее оптимальную линию поведения.

Вашему малышу предстоит пойти в 1 класс, и он переживает? Или ваш ребенок уже чуть старше, но в школу все равно идти не хочет? Что же делать в таких случаях? ЯСИА выясняет это у детских психологов и мам с опытом.

Общее волнение ребенка перед 1 сентября вполне понятно. Первоклашек ждет нечто неизведанное, а остальных — снова нагрузка и уроки. Но вот если ребенок проявляет чрезмерную тревогу, или категорически заявляет, что в школу не пойдет ни за какие коврижки, надо незамедлительно разбираться в причине.

Теория. Что говорит психолог?

Убедить ребенка в том, что школа — это хорошо и интересно — за пару дней сложно. Подготовительную работу нужно проводить заранее. Надо давать понять малышу, что школа — это очередной этап в его жизни, что сначала был детский сад, а потом — будет что-то еще…

Объясняя ребенку, почему в школу идти надо, родители должны проявлять максимальное спокойствие, демонстрировать позитивный настрой. Это передастся и ребенку.

Также для первоклашки важен географический ориентир. Для этого родители должны показать ему дорогу от школы до дома.

А вот если ребенок постарше отказывается идти в школу, скорее всего, там возникли какие-то проблемы. Конечно, в идеале родители должны знать, что происходит с их чадом, каково ему в школе. Надо проявить внимательность, поговорить с ребенком.

«Надо повышать уверенность ребенка в себе и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Это самая большая ошибка родителей. У каждого свой тип развития. То, что делает его неуверенным — это сравнение. Надо делать акцент только на его успехах с ориентиром на его ошибки. И он будет стремиться к преодолению своей планки. Главное — забота, поддержка, внимательность », — говорит педагог-психолог.

Также можно выработать свою систему бонусов за определенные успехи, например, семейный поход в кино, театр, кафе, лишнее время за компьютером.

Практика. Что говорит мама?

Чаще всего нежелание идти в школу связано у ребенка с нелюбовью к тому или иному предмету, к конкретному учителю. Любовь к школе у детей формирует именно первый учитель, и, если с ним не повезло, можно нарваться на существенные проблемы в будущем. Так считает Елена Комарова , мама третьеклассника.

Её ребенок категорически отказывался идти во 2-й класс. По словам женщины, в 1-й класс они пошли легко, с любопытством и интересом. Тогда она пыталась объяснить сыну, что школа — это не просто учёба, но и что-то новое, не просто класс с незнакомыми детьми, но и потенциальные новые друзья. Однако в процессе учебы мальчик стал отставать по определенным предметам, которые ведет классный руководитель.

Проблемы наросли как снежный ком. Из-за неуспехов в учебе одноклассники стали дразнить мальчика, а он, в свою очередь, выбрал самый простой путь доказать свою силу – кулаки. Классный руководитель стал еще более требователен к двоечнику-драчуну, а проблемы первоклассника и с успеваемостью, и с педагогом, и со сверстниками только усилились. Но все это стало известно только после того, как мама поговорила с сыном и прошла с ним курс бесед у психолога, правда, не из их школы. Выходит, из-за невнимания учителя к первокласснику у малыша не сложились отношения в классе и начались проблемы с учебой, стали развиваться комплексы.

«Я даже представить себе не могла, что у моего сына такие проблемы. Он у меня очень самостоятельный и о своих проблемах мне не говорил. Дома мы как положено делали уроки, занимались , — рассказывает мама. – Тревогу я забила, когда начались первые драки ».

Елена стала больше разговаривать с сыном, наняла репетитора, чтобы подтянуть некоторые предметы, стала чаще напоминать о его успехах, чтобы он чувствовал себя увереннее. «Ребенку нужны «островки силы» — это то, в чем он действительно силен. Опираясь на них, он может развиваться дальше. Главное, понять, что у него получается, и поддерживать его в этом , — говорит наша собеседница, – Также я даю сыну возможность чувствовать себя взрослым, учу самостоятельно принимать решения. Так, в этом году он сам через интернет заказал себе школьные принадлежности. У него была фиксированная сумма, в которую он должен был уложиться, и список обязательных предметов. Сидел, считал. Получилось интересно. Зато это даст ему возможность чувствовать себя чуточку уверенней потом в школе. Ведь вокруг него будут вещи, которые ему нравятся. Я знаю не одну маму, которые покупают своим детям только то, что нравится им самим. Но это неправильно. Школа — это просто большая стрессовая ситуация: одежда, коллектив, учёба, становление. Ребенку надо помочь в это войти» .