Теперь уже никто не узнает. Теперь уже никто не узнает Теперь никто не считает сверхъестественным


Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Попова А.С., русского физика, электротехника, изобретателя радио:

«Я всегда гордился тем, что родился русским»


Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.

Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки пре-взошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.

(по И. Голуб.)

Выразительно прочитайте текст вслух.

Пояснение.

Выразительное чтение должно правильно передавать содержание читаемого текста. Попробуйте сразу выделить микротемы текста - это поможет Вам и при выполнении задания №2.

Во время чтения обращайте внимание на знаки препинания, которые помогут Вам правильно передать интонации: выделять вопросы и побуждения.

Следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.

Не забывайте о логическом ударении, которое приходится на слово или слова, несущие главную смысловую нагрузку.

Обращайте внимание на темп чтения. Он должен соответствовать ком-муникативной задаче, т.е. передавать замысел автора.

Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.

Отведите на подготовку к этому заданию 1,5-2 минуты и не более 3-х минут на выразительное чтение текста.

Пояснение.

При пересказе текста старайтесь передать все его микротемы. Как правило, микротема текста выделяется в отдельный абзац. Передавайте содержание точно и ёмко, не добавляя лишнего, но и не пропуская ни одной мик-ротемы.

Правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.

При подготовке к пересказу особое внимание обратите не имеющиеся в тексте имена собственные: географические названия, фамилии, имена, отчества и т.д. Их искажение будет являться фактической ошибкой.

Прочтите высказывание, вникните в его смысл, продумайте, в какую часть пересказа его включить уместнее всего. Высказывания могут содер-жать вывод по проблеме текста - тогда его уместнее употребить в конце пересказа. Высказывание может носить характер тезиса - тогда уместно употребить его в начале текста.

Отведите на подготовку к этому заданию не более 1 минуты и не более 3-х минут на пересказ текста.

«Письменность и книги Древней Руси».

~Саратов 2009 год~

  1. Письменность Древней Руси ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~ 2
  2. Деловая письменность Древней Руси ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 4
  3. Бытовая письменность Древней Руси ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 5
  4. Первая печатная книга ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~ 7
  5. Библиография ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~ 9
  6. Приложение ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~ 10

Письменность Древней Руси.

Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до татаро-монгольского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности еще на заре их цивилизации.

Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных приметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, непригодных для экспонирования.

Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых, приоткрыв картины живой древности.

Однако уже давно у историков стали накапливаться факты, которые не подтверждали этого традиционного взгляда и наводили на предположение о более раннем возникновении письма у восточных славян. Свидетельства о более раннем начале письменности у восточных славян могут быть сведены к трем группам: данные, извлекаемые из традиционных письменных источников по истории древнерусского общества; данные, добытые новейшими археологическими исследованиями; известия иностранных писателей-современников, сообщавших сведения о Древней Руси.

  • О существовании дохристианской письменности на Руси содержаться данные и в русских летописях. Прежде всего, само начало погодной записи в Повести временных лет начинается с 852 г., что заставляет предполагать, что летописец XI в. пользовался какими-то более ранними записями. В составе летописи сохранились и тексты договоров киевских князей с Византией – Олега (911) и Игоря (944). Практика оформления межгосударственных отношений с помощью письменных говорит о наличии письменности. В самих текстах договоров содержатся и конкретные указания на использование письменности.

В договоре Игоря 944 г. говорится о процедуре переговоров. Русских послов привели к греческим боярам и сановникам и речи обеих сторон записывали «на харатье». В тексте самого договора упоминается, что русские послы и купцы должны отныне предъявлять грамоты, выданные великим князем и адресованные на имя византийского императора. Ранее удостоверением личности были печати – золотые для послов и серебряные для купцов. В заключении приводится текст клятвы, из которой следует, что среди русских послов и купцов уже были не только язычники, но и христиане: христиане клянутся церковью св. Ильи и «честным крестом» не нарушать «все, еже есть написано», а языческая часть посольства клянётся по обычаю и Перуном. Таким образом, тексты договоров недвусмысленно указывают на развитую практику письменного оформления межгосударственных отношений уже в Х в. Но какова была эта письменность, на каком языке писались договоры? Об этом летописи умалчивают. Так как сами тексты договоров сохранились в более поздних списках, то о времени включения их в летописи, языке и алфавите, на котором они были написаны, о составе договоров и времени их перевода и даже подлинности ведётся давняя полемика. В середине ХIХ в. такой видный филолог и знаток древнерусского языка, как И.И. Срезневский, пришёл к выводу, что оба договора была написаны на греческом языке, а затем переведены на русский, позднее многие исследователи высказывали сомнения о времени перевода. Например, В.М. Истрин считал, что варварская и бесписьменная Русь не могла быть равноправным партнером Византии. Договоры были переведены с греческого оригинала, но не в Х, а в ХI в., вероятно, при дворе Ярослава Владимировича. Полемизируя с приведённым выше мнением, С.П. Обнорский в результате изучения языка договоров, пришёл к заключению, что появление текстов договоров в переводе с греческого языка приблизительно должно совпадать со временем их фактического заключения. На основании анализа языковых особенностей договора 911 г. он считал, что перевод с греческого был сделан болгарином, а окончательная редакция – русским писцом. В отличие от этого договора, договор Игоря 944 г. переведён более квалифицированно, международные термины даны по-гречески, без перевода, менее ощутим болгарский.

  • Обратимся к данным археологии. В 1949 г. при раскопках кургана возле села Гнездово под Смоленском советскому археологу Д. А. Авдусину удалось обнаружить среди других находок в слоях, относимых к 20-м годам Х в., надпись на боковой поверхности глиняного сосуда - корчаги. Надпись сделана славянскими кирилловскими буквами и справедливо была признана древнейшей русской надписью. Прочтение ее до сих пор еще не может признаваться бесспорным. Первыми издателями было предложено чтение гороухща со значением горчица. Тогда же проф. П. Я. Черных внес поправку в это прочтение, уточнив его в соответствии с данными исторической фонетики русского языка. Он предложил читать загадочное слово как гороуш(ь)на, сопоставив его с известным из канонических старославянских текстов прилагательным гороушьно - зерно горчичное. Впоследствии выдвигались еще и иные прочтения: Гороуня - притяжательное прилагательное от имени собственного Гороунъ (предполагаемый владелец корчаги); сочетание “Гороух Yа (пьса)” - Гороух написал (Гороух - владелец сосуда). Однако, как бы мы ни читали эту надпись, остается непреложным тот факт, что кирилловское письмо было распространено у восточных славян уже в первое десятилетие Х в. и использовалось отнюдь не для религиозных, а для бытовых целей.

Второе важное археологическое открытие было сделано румынскими учеными при работах по прорытию судоходного канала Дунай - Черное море, недалеко от г. Констанцы. Это так называемая Добруджанская надпись.

Каменная плита, на которой была начертана Добруджанская надпись, плохо сохранилась, не все в этой надписи может быть прочитано, однако четко просматриваются строки, содержащие датировку надписи 6451 г. (943 г.). По словам румынского слависта Д. П. Богдана, издавшего и исследовавшего в 1956 г. названный памятник, “Добруджанская надпись 943 г. - самая древняя кирилловская надпись, высеченная на камне и снабженная датой... С фонетической точки зрения Добруджанская надпись 943 г. приближается к древнеславянским текстам русской редакции (например, к Остромирову евангелию)”.

  • Ряд сведений о древней письменности на Руси имеется у арабских и европейских писателей и путешественников Х в. Широко известно сообщение Ибн-Фадлана, путешествовавшего на Волгу в 920 – 921 гг.; который в рассказе о похоронах знатного руса упоминает, что после погребения в середине кургана был водружён столб «белого тополя» и на нём написано имя умершего и имя царя руссов. Арабский географ Аль-Массуди, умерший в 956 г, сообщает, что видел пророчество, начертанное в одном из «русских храмов» на камне. Арабский учёный Ибн-эль-Недим в своём труде «Книга росписи наукам» передает сообщение, услышанное им от одного из кавказских князей о том, что руссы имеют письмена, вырезанные на дереве, и прилагает образец этого письма в своей зарисовке. Немецкий историк н. ХI в. Титмар Мерзенбургский пишет о том, что в славянском языческом капище он видел идолов с надписанными именами. Е.Ф. Карский в 1928 году задолго до открытия берестяных грамот, но, к сожалению, без конкретного указания на источник, писал, что пропускные грамоты, паспорта, по сведениям арабских писателей Х в., писали на белой древесной коре.

Итак, обзор основных отечественных и иностранных источников, свидетельствующих об относительно раннем начале письменности у восточных славян, позволяет нам сделать единственно правильный вывод о том, что письменность у наших предков возникла, во - первых, задолго до официального крещения Руси, во всяком случае в самом начале Х в., а может быть, и несколько раньше. И, во - вторых, возникновение восточнославянской письменности, хотя она, несомненно, связана и с общим культурным наследием, всех славянских народов, письменностью древнеславянской, кирилловской, должно быть объяснено не воздействием извне, а прежде всего внутренними потребностями развивавшегося общественного строя древних восточных славян, переходивших к Х в. от первобытных общин к ранним формам государственности и феодального строя. Мы можем выразить свое полное согласие с акад. Д. С. Лихачевым, который писал еще в 1952 г.: “Таким образом, к вопросу о начале русской письменности следует подойти исторически как к необходимому этапу во внутреннем развитии восточных славян”. Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что начало письменности отнюдь не означает возникновения литературного языка, а является только первой и самой необходимой предпосылкой для его становления.

Деловая письменность Древней Руси.

Сохранилось много памятников деловой письменности Древней Руси. В большинстве своем они являются важным и ценным лингвистическим источником, так как значительно полнее и разнообразнее, чем книжные тексты, передают особенности разговорной речи своего времени.

  • Древнейшими памятниками деловой письменности считаются договоры с Византией, заключенные в 911 году Олегом, в 944 году Игорем и в 971 году Святославом. Договоры дошли до нашего времени в составе «Повести временных лет» - летописном своде, созданном в Киеве в начале XII века, но включившем в себя более ранние источники. Все договоры были написаны в Византии и представляют собой переводы греческих документов, составленных в соответствии с византийской дипломатической практикой.
  • В договорах 911 и 944 годов представляют большой интерес ссылки на «Закон Русский». «Закон Русский» по составу своих норм и по их содержанию восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке он развился в сложный по составу источник права, которым руководствовались в судебной практике великие князья Киевские. Во времена язычества «Закон Русский» существовал в устной форме, и его хранителями были, очевидно, жрецы. Длительное бытование «Закона Русского» в устной форме, передававшегося от поколения к поколению по памяти, способствовало выработке и закреплению в его языке устойчивых формул и стандартов.
  • В XI веке, после принятия Древней Русью христианства и книжности, «Закон Русский» был использован при составлении «Русской Правды» - древнейшего и главного свода законов Киевской Руси. До конца XV века этот кодекс использовался в Древней Руси в качестве источника светского права. С самого начала «Русская Правда» была написана на древнерусском языке. Церковнославянизмы в ее списках крайне малочисленны и нередко случайны. Это объясняли это тем, что «письменная передача закрепила готовый обработанный устный текст: кодификация произошла в живой речи, а не на письме. Возникновение обычая писать юридические тексты и делопроизводственные документы на древнерусском языке сыграло необычайно важную роль в дальнейшем развитии древнерусского письменного языка.

К концу XII века сложился круг памятников, в которых было описано все необходимое в юридической системе Киевской Руси: судоустойство, судопроизводство, законодательные нормы, определены области юрисдикции судебных властей. Основными из этих текстов являются «Русская Правда», Устав князя Владимира Святого о десятинах, судах и людях церковных, сохранившийся в большом числе списков XIV-XIX веков, Устав князя Ярослава Мудрого о церковных судах, дошедший до нашего времени в рукописях XV-XIX веков.

  • Иногда ценнейшие источники были спасены от гибели лишь благодаря счастливой случайности. Древнейшая восточнославянская грамота на пергамене была найдена в начале XIX века епископом Евгением (Болховитиновым) в куче гнилых архивских бумаг новгородского Юрьева монастыря, когда один из его монахов вез ее, вместе с разным сором и хламом, чтобы утопить в реке Волхове. Так была спасена жалованная грамота великого князя Киевского Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю, или Мстиславова грамота, около 1130 года (рисунок 1).

К числу древнейших пергаменных грамот относится также вкладная грамота святого Варлаама Хутынского основанному им под Новгородом Спасо-Хутынскому монастырю. Дата этого документа определяется периодом между 1192 и 1210 годом.

По общепринятому формуляру составлялись и духовные завещания, к которым относится, например, пергаменная грамота богатого и знатного новгородца Климента 1258-1268 годов.

В зависимости от содержания и формуляра выделяются купчие, духовные, вкладные (данные) и многие другие грамоты.

В XI-XIV веках книжные тексты и памятники деловой письменности переписывались уставом (рисунок 3)- торжественным кириллическим письмом с геометрически четким рисунком букв и небольшим количеством сокращений.

В XIV веке в Древней Руси появился новый, более простой и свободный тип письма - полуустав. По сравнению с уставом он лишен геометрической строгости, его буквы пишутся менее тщательно, в младшем полууставе имеют наклон к концу строки, полууставное письмо характеризуется значительным числом сокращенных слов и выносных над строкой букв (грамота 1350-1351 годов великого князя Симеона Гордого, Лаврентьевская летопись 1377 года).

В XIV веке в Древней Руси стали использовать еще один тип письма - скоропись (рисунок 4). Скоропись - сложная и своеобразная графико-орфографическая системы. При скорописи буквы и другие знаки пишутся без отрыва пера, с обилием петель и росчерков, для скорописи типичны многочисленные сокращения и выносные буквы. Появление скорописи было вызвано стремлением к быстрому письму, и примечательно, что она употреблялась первоначально в деловой письменности, в текстах, служивших практическим целям. Как показал Успенский [История русского литературного языка…], скоропись была противопоставлена уставу и полууставу в функциональном плане. Устав и полуустав ассоциировались с традиционным книжным языком и письмом. Между тем скоропись соотносилась с русской речевой стихией, канцелярскими документами и вообще всем мирским. Знание устава и полуустава не обеспечивало активного владения скорописью, как и наоборот.

9 класс
Контрольная работа по русскому языку.

Диктант и грамматическое задание.

В-Ι

Гость

(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.

(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.

(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.

(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице. (По И. Тургеневу.)

(194 слова.)

Задания к тексту

В3. Объясните лексическое значение слов "дворовые" (ребята), "смятение".

В4. Из 4 предложения выпишите слова, образованные разными способами.

В5. Выпишите из 10 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

В6. Из 5 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.

В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

В - ΙΙ

Море и лес

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)

(190 слов.)

Задания к тексту

В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?

В2. Какой тип речи представлен в тексте?

В3. Объясните лексическое значение слов "титаны", "алчного".

В4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами.

В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.

В6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.

В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.

В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.

В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.

В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

В - ΙΙΙ

Чудесная ночь

(164 слова.)

Задания

I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

В3. Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.

В4. Из предложения 5 выпишите все местоимения.

В5. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.

В7. Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 16.

В -ΙV

Чудесная ночь


(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.

(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.

(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздаётся переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет, должно быть, тройка заехала за гору.

(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь – некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь! (По С. Ковалевской.)

(164 слова.)

вариант


В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

В3. Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.

В4. Из предложения 11 выпишите все союзы.

В5. Из предложений 6–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.

В7. Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 17.

Текст диктанта.

Грамотность на Руси


(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.

(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.

(По И. Голуб.) (169 слов.)

Сергей паковал вещи. На ходу, можно сказать, хватал только самое нужное: хотел успеть, пока жена с работы не вернулась … Успеть как можно скорее убежать … От жены, от детей … И начать новую жизнь …

Стоял на пороге с чемоданом, как с лифта вышла Светлана.

— Ты куда? — удивленно спросила мужа.

— Иду к другой женщине, — выпалил на одном дыхании, — у нас с тобой больше нет ничего общего. Ничего!..

Несмотря на глаза жены, вдруг развернулся и побежал по лестнице вниз. Быстрые шаги становились все тише, и вдруг скрипнула входная дверь подъезда. А Светлана все еще стояла на пороге, озадаченная и несколько растерянная.

«Ничего общего? — мысленно задавала себе вопрос. — А дети? » И даже сейчас женщина думала только об одном — как объяснить детям, что папа их оставил?

Сергей сел в автомобиль. С облегчением выдохнул: «Ну, наконец-то! Скорее бы к любимой, к Наташе … И начать новую жизнь … » А прошлое? Все, сожжено все мосты, будто и не было его, этого прошлого, у Сергея …

В молодости у Сергея было много девушек. Некоторые задерживались в его жизни немного дольше, другие — только несколько часов. Жениться не торопился. Был уверен: жену нужно выбирать, как говорится, к жизни — заботливую, преданную, хозяйственную.

А такие-то Сергею не попадались. И вдруг в его жизни появилась Светлана. Познакомился с ней на свадьбе друга. По-детски наивная, простая и одновременно интеллигентная, красивая девушка сразу пленила сердце Сергея.

И уже через несколько месяцев он предложил Светлане выйти за него замуж. Девушка согласилась. Сергей был, как говорится, на седьмом небе от счастья. Один за другим родились у супругов дети.

Есть квартира, авто, высокооплачиваемая работа … И родители — и ее, и его — помогают … Чего же еще надо? Жизнь, как говорится, удалась, и Сергей был уверен в этом …

Несколько лет назад в их офисе появилась Наталья. Приехала она из соседней области по направлению. Молодая женщина имела маленькую дочь, которую оставила дома с мамой. Вот и все, что знали о новой сотруднице коллеги.

Наталья была компетентным работником, которого все ценили, и очень часто, по просьбе руководителя, оставалась после работы. Тогда и сблизились они с Сергеем. Не такой уж и молодой начальник, как мальчишка, влюбился в свою подчиненную …

Планов на будущее с Наташей Сергей не имел. Жил, как говорят, сегодняшней встречей. Но женщину такие отношения со временем стали не устраивать, и она поставила условие: или оставляешь семью и переезжаешь ко мне жить, или расстаемся.

Оставлять семью Сергей не собирался — так и сказал об этом Наталье. А уже через несколько недель на коленях просил у нее прощения.

— Не могу я без тебя – понимаешь.

Вначале все у них было так, как и раньше. Сергей не жалел для Натальи ничего: покупал ей одежду, водил в рестораны. Дважды в год они ездили за границу на отдых … О детях и тем более о бывшей жене мужчина и думать перестал. Только когда наведывался к своим родителям, мать очень просила, чтобы возвращался в семью.

— Пока не поздно, сынок, опомнись, — уговаривала женщина. Сын твой каждый раз, как прихожу к ним в гости, о тебе спрашивает … Ждет …

Раздражали Сергея те материнские разговоры, поэтому и навещать родителей стал реже. Как- то перед Пасхой, когда Сергей в офисе просматривал почту, под руки попала листовка. Раскрыл — поздравления с праздниками и подпись: «Дима и Лена». И в конце большими буквами старательно выведено: «МЫ ТЕБЯ ЖДЕМ, папа!!!».

Что-то как екнуло внутри … Сергей даже улыбнулся, вспомнив детей: Диму, который так похож на него, и Аленку — и, хотя и девочка, но всегда бежала к папе с радостью. Еще раз посмотрел на открытку.

В голове даже мелькнула мысль взять хотя бы на день детей: пойти вместе на карусели, в кафе … Но вдруг вспомнил о Наталье: знал, что она этого не позволит. Уж ревновала Сергея к его прошлому. Хотя … Разве дети — это прошлое? Мужчина закрыл поздравительную открытку и спрятал в ящик …

Впоследствии еще не раз вспоминал Сергей об этом открытке, но к детям же не шел. Не раз ходил глухими улочками, обходил — старался даже не ехать мимо их дома: он боялся этой встречи, хотел вычеркнуть из своей жизни навсегда? Мужчина и сам этого не понимал … Да и понять, видимо, не пытался …

От матери время от времени узнавал новости: что Дима закончил учебный год с похвальным листом, а Аленка заболела — где –то простудилась … от матери и узнал, что Светлана, бывшая жена вышла замуж.

— Ой, Сергей, Сергей, — с грустью говорила мать, — пожалеешь ты, очень пожалеешь, но будет поздно … Да что там говорить — это уже поздно …

А мать, тогда как в воду глядела: не сложилось у Сергея жизни с Наташей. И стала она в какой-то совсем другой — корыстной, агрессивной, эгоистичной … А может, и была такой, и ослепленный любовью или скорее временным увлечением Сергей этого раньше не замечал?

А как-то вечером после работы он решил заехать к детям. Теперь ему безразлично, будет сердиться Наталья или нет. Да и ей, кажется, теперь тоже одинаково: уже он полгода живут, как чужие …

Долго стоял Сергей под окнами дома. Все думал, что должен сказать, как поступить. Да и, пожалуй, есть же в квартире новый муж Светланы … Но что Сергею он: к своим же он детям пришел …

Уже у дверей несколько минут переминался с ноги на ногу, прислушался. За дверью был слышен смех. Нажал кнопку звонка. Дверь открыл Дима. Радостное лицо мальчика вдруг стало удивленным. Он позвал сестру.

Аленка тоже как-то странно смотрела на папу. Слова будто застряли в горле. Эта минута молчания всем показалась вечностью. Сергей попытался улыбнуться и растерянно, даже немного виновато протянул пакет со сладостями … Дети и дальше стояли на пороге …

Сергей сбежал по лестнице, даже не попрощавшись. Понял: теперь здесь его уже никто не ждал …

Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым, что Киевская Русь была страной, которая обладала высокой письменной культурой. Не без основания полагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Это подтверждается надписями что сохранились на деревянных предметах, например, на прялках, на причудливых гребнях, для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках…

Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки, благодаря которым были приоткрыты картины живой древности, превзошли все ожидания учёных.

В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на берёсте. В них запечатлелась оригинальная предыстория русской книги . Содержание грамот разнообразно: это и частные письма, и коммерческие записи, и распоряжения, завещания… Небезынтересны записи школьных упражнений, которые сделаны были, видимо, прилежными учениками.

Контрольный диктант за I триместр (9)

В восемнадцать лет человеку, который чувствует неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным, невозможно быть оседлым.

Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь.


Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода. Вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих, которые оставались на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни, которые, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтели там, вдали. Веселые звезды, что стали быстро приближаться, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой.

И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза.

Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и заснувших прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, что отправлялась в далекое и неизведанное плавание.

Пронумеруйте СПП с придаточными определительными и составьте их схемы.

Контрольный диктант за I триместр (9)

Теперь уже (н..)кто (не) считает сверх(ъ, ь)естестве(н, нн)ым и (не)об(ь, ъ)яснимым что Киевская Русь была страной которая обл..дала высокой письме(н, нн)ой культурой. Не без осн..вания пол..гают что грамотность была у нас восприн..та (в)течени.. самого короткого врем..ни и бе(с, з)пр..пятстве(нн, н)о разв..валась на первых порах. Это подтв..рждает(?)ся надп..сями что сохр..нились на деревя(нн, н)ых пр..дметах например на прялках на пр..чудливых гребнях для ра(з, с)чёс..вания льна на (не)пр..хотливой глин..(нн, н)ой посуде на различных деревяшках…

Наука недаром пр..дает..громное зн..чение изучению стари(н, нн)ых предметов. Без пр..увел..чения можно сказать что арх..ологические находки благодаря которым были пр..открыты картины живой древност.. пр..взошли все ож..дания уч..ных.

В (не)без..звестных ра..копках под Новгородом которые велись (в)продолжени.. десяти лет были найдены сверх..нтересные грамоты на берёсте. В них запеч..тлелась ор..г..нальная пред..стория русской книги. Содержание грамот разно..бразно это и частные письма и ко(м, мм)ерческие записи и ра(з, с)п..р..жения, зав..щания… (Не)без..нтересны записи школьных упр..жнений которые (с, з)дела(н, нн)ы были вид..мо пр..лежными учениками.

Пронумеруйте СПП с придаточными определительными и составьте их схемы.

Контрольный диктант за I триместр (9)

В восем(?)надцать лет человеку который чу..ствует (не)од..лимое ж..лание (со)пр..к..снут(?)ся с (не)изведа(н, нн)ым (не)известным (не)возможно быть оседлым.

Как пр..красно в вечерний час поднят(?)ся по дро(ж, жж)ащ..му корабельному трапу на праз(?)н..чно осв..ще(н, нн)ую палубу и пр..соед..нит(?)ся к шумной толпе па(с, сс)ажиров которые прощают(?)ся с землей и уходят в море в какую-то новую уд..вительную н..(с) чем (не) ср..внимую жизнь!

Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содр..гат(?)ся от работы упрята(н, нн)ых в трюме машин зак..пела у бортов темная с нефт..(нн, н)ыми..ранж..выми пятнами, со световыми бликами вода. Вдруг в..дрогнул и медле(н, нн)о разв..рачиваясь стал отходить берег с темной толпой пров..жающ..х которые ост..вались на пр..чале. Поплыли туманясь портовые огни которые уб..гая все дальше и дальше (в)глубь м..т..рика желтели там (в)дали. Веселые звезды что стали быстро пр..бл..жаться казалось в..сели прямо на реях и их можно было как бабочку снять рукой.

И вдруг дохнуло свободой соле(нн, н)ой пр..хладой и Черное море глянуло прямо в глаза.

Я ра..хаживал по нижн..й палубе среди поющих кричащих пляшущих гордых и п..чальных (не)подвижно сидящ..х и заснувш..х прямо на палубе па(сс, с)ажиров. Я был один из них в эту ночь безвес(?)ной пе(сч, щ)инкой, что отпр..влялась в далекое и (не)изведа(н, нн)ое плавание.

Пронумеруйте СПП с придаточными определительными и составьте их схемы.