Волшебные слова фокусника. Несложные фокусы для детей


Конфеты из конфетти

Вот только представьте: накрывает юный фокусник платком бумажный стаканчик с конфетти, снимает платок, а вместо конфетти в стаканчике конфеты. Самые настоящие, сладкие и вкусные. Угощайтесь, друзья! И как бы фантастически это ни звучало, но с необходимым реквизитом сделать такой фокус несложно. Итак, нам понадобится большая непрозрачная чаша или широкая ваза, наполненная до середины конфетти (покупаем несколько пакетиков и высыпаем в чашу), два совершенно одинаковых бумажных или пластиковых стаканчика (один с крышкой), конфеты в фантиках, платок. Прежде чем приступить к тренировке, немного поколдуем над стаканчиком. Тот, который с крышкой, наполним конфетами, закроем крышку, густо смажем ее клеем и покроем конфетти. Лучше наклеить конфетти в несколько слоев, чтобы они надежно замаскировали крышку. Если на крышке сбоку нет готового выступа, скотчем приклеим к ней кусочек прочной рыболовной лески таким образом, чтобы он не бросался в глаза, но при этом его легко было нащупать и захватить пальцами. Стаканчики вместе с малышом можно украсить наклейками. Только следите, чтобы выглядели они абсолютно идентичными (для этого используйте два листа одинаковых наклеек). После всего этого закапываем стаканчик в чашу с конфетти таким образом, чтобы его не было видно. Подготовка закончена. Переходим собственно к фокусу. Фокусник демонстрирует зрителям чашу с конфетти и сообщает, что может превратить конфетти в конфеты. Не верите? Сейчас-сейчас! Он берет пустой стаканчик, показывает его зрителям, зачерпывает им конфетти из вазы и высыпает его обратно с достаточно большой высоты, демонстрируя зрителям, что все это – вещи обычные, никакого секрета в них нет. Зачерпывать конфетти нужно осторожно, чтобы не «засветить» спрятанный стакан. Затем юный маг вновь зачерпывает конфетти, но при этом незаметно оставляет пустой стакан под слоем цветных кружочков, а вытаскивает стакан с «секретом». Это первый момент, который нужно как следует отработать. Зрители ничего не должны заподозрить. «Секретный» стаканчик поднимается над чашей и демонстрируется зрителям, с него сыплются остатки конфетти, и о подмене никто не подозревает. Фокусник стряхивает лишнее конфетти (оставляя только приклеенное), накрывает стаканчик платком и «колдует» над ним, произнося что-нибудь вроде: Раз, два, три,
Стань конфетой конфетти! А сам нащупывает через платок подготовленную петельку из лески и сдергивает платок со стаканчика вместе с крышкой. Это второй момент, который требует тренировки. Нужно научиться быстро захватывать петельку и снимать платок так, чтобы крышка под ним не была заметна. После этого юный фокусник откладывает платок в сторону, а удивленным зрителям демонстрирует стаканчик, полный конфет. Ну-ка, каковы волшебные конфеты на вкус?
Волшебная ваза
А этот фокус вы наверное видели неоднократно. Фокусник берет сосуд с узким горлышком, опускает в него конец веревки, предварительно показывая зрителям, что веревка свободно «входит и выходит». Затем он переворачивает сосуд вверх дном, а веревка продолжает висеть, удерживаемая в сосуде какой-то таинственной силой. Фокусник берется руками за веревку, переворачивает вазу в нормальное положение, отпускает, и она раскачивается на веревке, как маятник. Что же это за странная сила так крепко связала веревку и вазу? Наконец фокусник произносит заклинание, «сила» отпускает веревку, и та свободно, без усилий выходит их горлышка сосуда. Что? В вазе есть какой-то секрет? Пожалуйста, посмотрите сами и убедитесь, повертите в руках: просто ваза и просто веревка, ничего особенного! А секрет этого фокуса очень прост. И малыш вполне с ним справится. Только и здесь ему не обойтись без помощи мамы или папы, потому что наш сосуд нужно сначала подготовить. Это мы, конечно, обманули наших зрителей, что никакого секрета нет. Он есть, как и в любом фокусе. Итак, в качестве волшебного сосуда удобно использовать стеклянную бутылку от кетчупа с узким горлышком или любую другую подходящую посуду. Веревка нужна толстая и жесткая, длиной около полуметра или меньше (ребенку должно быть удобно с нею управляться). Диаметр горлышка должен быть больше диаметра веревки примерно вдвое. Стеклянную бутылку сделайте непрозрачной, покрасив ее краской (например, акриловой) и украсив магическими узорами. Теперь самое важное. Вам понадобится маленький резиновый шарик диаметром чуть больше половины внутреннего диаметра горлышка. Шарик можно вырезать и из бутылочной пробки. Он опускается в бутылку и находится там на протяжении всего фокуса. Возможно вам придется поэкспериментировать с разными размерами шарика, чтобы фокус получался безупречно. Итак, что же происходит во время фокуса? Юный фокусник демонстрирует зрителям бутылку и веревку, затем показывает, что веревка свободно входит в горлышко бутылки и так же легко выходит. После этого он опускает веревку в бутылку до самого дна и медленно (это важно) переворачивает бутылку донышком вверх. Бутылку следует держать в одной руке, а веревку – в другой. Шарик при этом перекатывается в горлышко между веревкой и стенкой бутылки. Теперь нужно слегка потянуть веревку, чтобы как следует закрепить конструкцию, а затем медленно отпустить. Ахалай-махалай! Веревка не падает. Затем фокусник берется рукой за веревку, медленно переворачивает бутылку и отпускает. И вот она уже раскачивается на веревке. Шарик по-прежнему не дает веревке выскользнуть. Чтобы устранить «магическую силу», достаточно лишь протолкнуть веревку вглубь бутылки. Шарик упадет на дно, а веревка легко вынется. Для пущего эффекта можно предложить зрителям осмотреть веревку и бутылку на предмет «волшебства» и самим попробовать повторить фокус. Пусть кто-нибудь из зрителей вытащит веревку из горлышка. Затем фокусник переворачивает бутылку, как бы показывая зрителям ее дно, а сам тем временем прячет в руке выкатившийся из горлышка шарик. Все, теперь бутылку можно отдавать зрителям для скрупулезного изучения. Понятно, что повторить фокус никто не сможет.
Представление начинается!
Когда у вашего юного иллюзиониста будет хорошо отрепетировано несколько фокусов, можно подумать о настоящем домашнем шоу. Напишите вместе с малышом сценарий представления, подумайте о костюме, свете, музыкальном оформлении. Костюм будет зависеть от той роли, которую выберет себе ребенок. Если он захочет быть волшебником, то ему подойдет длинный широкий балахон, расшитый звездами. А может он будет представлять гнома или другого сказочного персонажа. Тогда и одеться нужно соответственно. И конечно не забудьте про волшебную палочку, которую можно сделать из обычной деревянной палки, обернув ее фольгой и украсив. Чтобы произвести впечатление на зрителей, устройте эффектное начало своего шоу: Великий Маг и Волшебник появляется в комнате самым таинственным образом. Для этого трюка вам понадобится большая картонная коробка (например, от телевизора), в которую может поместиться ребенок. Из нее мама вместе с малышом изготовит дом. Обклеим коробку цветной бумагой или покрасим краской. С одной стороны нарисуем или наклеим окна и двери, а с другой аккуратно вырежем потайную «дверь», в которую сможет пролезть артист. Отдельно из картона смастерим съемную крышу для нашего дома. В комнате поставим столик, до пола завешенный тканью, на небольшом расстоянии от него установим наш дом «лицом» к зрителям. Между столиком и домом временно поставим крышу от домика, загораживая промежуток. Ваш юный Копперфилд залезает под стол и ждет там тихонько нужный момент. Все готово. Зрители заходят в «зал». Мама в роли конферансье сообщает, что знаменитый артист-иллюзионист появится с минуты на минуту, поднимает домик, показывая, что он пуст, и ставит на место. После этого «артист» очень аккуратно проползает из-под стола, под крышей в домик. Мама поднимает крышу, показывая, что между домиком и столом ничего нет, и надевает крышу на домик. Теперь нужно сказать волшебные слова, снять крышу, и из домика эффектно появляется ваш маленький Маг и Чародей. Дальше он демонстрирует зрителям свое искусство, обязательно оставив какой-нибудь интересный фокус на тот случай, если его вызовут на бис. А может вы устроите целое семейное представление для ваших гостей? Ведь маме или папе тоже под силу разучить несколько занятных фокусов и выступить вместе со своим крохой. Готовы? Итак, эни-бени-раба! Невероятное, волшебное представление начинается!

30/08/2010

Никто никогда не задумывался о том, откуда взялись те непонятные слова и выражения, которые мы слышим на представлениях клоунов и фокусников? С возрастом повышается и словарный запас, и извилин в голове. И, частенько бывает интересно покопаться в этимологии возникновения многих слов и выражений. Так же произошло и с фокусами. Так как на самом деле возникли эти заклинания?


Е сли покопаться в архивах, то можно обнаружить удивительные вещи:

Фокус-покус, hokuspokus (нем.), hocus-pocus (англ.), hokus pokus filiokus (швед.)
Мессу в Европе служили на латыни. Самый волнующий момент — превращение хлеба в тело — провозглашал священник: hoc est corpus! — сие есть тело.

Прихожане в большинстве своем латыни не знали, и для них эти слова звучали просто бессмысленным магическим заклинанием.

Поэтому многие фокусники, вынимая монетку из уха зрителя или выпуская голубей из пустого ящика, выкрикивали именно это словосочетание: hocus-pocus! Такое объяснение предложил ещё 1694 году англиканский прелат Джон Тиллотсон, который писал:

«По всей вероятности, обычные слова фокусников „фокус-покус« есть ни что иное, как искаженное от „hoc est corpus«, то есть того выражения, посредством которого священники католической церкви производят свою нелепую имитацию в их трюке Евхаристии.»

Абракадабра , abracadabra (анг.) На иврите «ha-b’rakah» oзнaчaeт пpимepнo «cвящeнным имeнeм», однако есть мнение чтo проиcxoдит оно oт apaмeйcкoго Avra kehdabra кoтopaя oзнaчaeт пpимepнo «Я гoвopю, я творю».

Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Оно выписывалось столбиком на дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, одевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.

Сим Сала Бим , Simsalabim (анг.) был иcпoльзoвaн в кaчecтвe мaгичecкoй фopмyлы, вepoятнo, пoтoмy чтo oнa пoxoжa apaбское слово Simsim, которое oзнaчaeт «семечко». И, если вспомнить, то семечко открывало много тайн: «Ceзaм откройся» в иcтopии Aли-Бaбы и 40 paзбoйникoв из сказки «Tыcяча и oдна нoчь».

После прочтения статьи вы сможете делать несложные, но очень забавные фокусы.

С чего начнем?

Особенно полезно обучиться нескольким фокусам застенчивым, неуверенным в себе малышам. Ведь для того чтобы показать подготовленный трюк, нужно выйти если и не на сцену, то хотя бы в центр комнаты, где собралась на представление вся семья или друзья малыша. А бурные аплодисменты и удивление друзей будут лучшим лекарством заниженной самооценке.

Перво-наперво объясните дочурке или сынишке, что для того чтобы фокус получился, необходимо как следует потренироваться. Очень часто дети хотят всего и сразу. Они расстраиваются, если после нескольких попыток у них что-то не выходит. Напомните ребенку, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. С вашей помощью начинающий фокусник справится с неизбежными трудностями, и это поможет ему в дальнейшем доводить начатое дело до конца, выработает целеустремленность.

Многие фокусы требуют изготовления реквизита. Для 5–6-летних малышей это будет прекрасным творческим занятием. А там, где ребенок не справится сам, ему поможет мама или бабушка. Здесь в ход пойдут самые обыденные вещи: веревочки, монетки, картонные коробки, пластиковые баночки из-под сметаны и конечно цветная бумага, краски, карандаши.

Где же найти описания фокусов? В детских журналах и книгах. Подобной литературы не так уж и много, но отыскать ее несложно. Ведь дверь к волшебству закрыта, но не заперта. Попробуйте заинтересовать юного мага и книгами по истории искусства иллюзий, расскажите ему о великих фокусниках прошлого и настоящего. Это даст ребенку новые знания и научит более серьезно, комплексно относиться к интересующей теме. Расскажите малышу, что, например, Дэвид Копперфилд с детства читал всю литературу о фокусах, которую только мог найти, и это помогло ему стать величайшим иллюзионистом мира.

Действуйте по принципу «от простого к сложному». Если у малыша хорошо получится его самый первый в жизни фокус, то он будет чувствовать себя увереннее в дальнейшем. Выберите несложный, хорошо понятный трюк, разберите его вместе с малышом. Когда у ребенка начнет получаться, пусть репетирует перед зеркалом. Так он сможет понять, что же увидят зрители, и исправить возможные ошибки.

Потренируйтесь вместе, что и как будет говорить ваш фокусник во время исполнения трюка. Объясните ему, что для артиста очень важно то, как он ведет себя на сцене. Даже самое удивительное «волшебство» будет скучным, если «волшебник» молча размахивает палочкой. Совсем другое дело, когда артист улыбается и шутит со зрителями. Так постепенно ребенок научится не только непринужденно разговаривать во время представления, это будет способствовать развитию чувства юмора. И еще расскажите малышу, что очень важно никогда не раскрывать секрет фокуса, как бы ни просили его об этом друзья. Иначе ощущение волшебства будет разрушено.

Самые простые трюки

Вот несколько простых трюков, с которых можно начать.

Ложка, приклеенная к носу

Фокус ложка, приклеенная к носу, подойдет для случая, когда вы пьете сладкий кофе или компот, помешивая его легкой чайной ложкой. Для демонстрации фокуса выньте из чашки ложку. Поверните ложку ручкой вниз и приложите вогнутой стороной к носу. Слегка прижмите ложку снаружи пальцами. После того как вы уберете руку, ложка повиснет на носу, как будто ее приклеили. Секрет фокуса прост. Ложку вы действительно приклеили с помощью сладкого напитка, остающегося на ней при помешивании. Даже при небольших актерских способностях достаточно нескольких секунд, чтобы убедить зрителей этого фокуса в необыкновенном свойстве вашей ложки.

Монетки в книге

На страницу большой книги помещаем шесть монеток. Закрываем книгу, говорим волшебные слова «крекс-пекс-фекс». Теперь книгу открываем, наклоняем ее, чтобы монетки соскользнули в руку кого-нибудь из зрителей. Пересчитываем их и обнаруживаем, что монет стало десять! Секрет фокуса прост. Перед началом представления нужно засунуть четыре монетки в корешок открытой книги и проверить, чтобы они могли незаметно выскользнуть оттуда, когда вы наклоните книгу, но не выпадать при любом движении.

Чудесное появление галстука

Следующий несложный трюк – это фокус-шутка. Маленький фокусник выходит к зрителям и спрашивает, какой важной детали недостает в его костюме. Ой, он забыл надеть галстук! Ничего страшного, ведь волшебник может все. Ребенок взмахивает волшебной палочкой – и галстук-бабочка оказывается на положенном ему месте! Откуда же он взялся? А все дело, конечно, в специальной подготовке.

Нужно взять тонкую круглую резинку и один ее конец прикрепить к галстуку. Затем галстук с резиночкой зажимаем под мышкой так, чтобы зрителям не было его видно. Свободный конец резинки проденем в петельку на воротнике рубашки, под рубашкой опустим его до пояса и там прочно закрепим. Теперь нужно взять в руку волшебную палочку. Когда малыш взмахнет ею, резинка притянет галстук к воротнику.

Три бутылочные крышки

Трем зрителям раздайте по лимонадной крышке, две из которых - обычного белого цвета (бесцветные), а одна - желтая. Предложите спрятать крышки в коробку с тремя отделениями так, чтобы вы не видели, где какая, и беритесь отгадать, в каком отделении лежит крышка, например желтая.

Коробка сделана из четырех наружных футляров и трех внутренних ящичков спичечных коробков. Когда крышки будут разложены, повернитесь к зрителям, возьмите у них коробку и через секунду размышления уверенно укажите, где спрятана загаданная крышка.

Секрет фокуса: В крышку желтого цвета заранее вложите под уплотнитель свинцовый кружочек, равный по диаметру крышке. Крышки раздавайте зрителям по одной, чтобы они не имели возможности сравнить их. Когда вы получите в руку коробку, незаметно возьмите ее кончиками пальцев за середину. Перевес одной стороны сразу укажет вам нужное отделение. Если же коробка останется в равновесии, значит, искомая крышка - в центре).

Чтение мыслей

Юный маг может удивить зрителей и способностью читать мысли. Ребенок берет с полки книгу как будто наугад и просит зрителей назвать номер любой страницы. Затем он выходит из комнаты, а помощник, например мама, в это время читает вслух верхнюю строку на выбранной странице.

Малыш возвращается в комнату и просит зрителей подумать об услышанной строчке. Затем, сделав вид, что читает мысли, произносит ее. Этот трюк легко получится у малыша, умеющего читать. Весь секрет заключается в том, что за дверью спрятана точно такая же книга. Когда ребенок выходит из комнаты, он просто прочитывает и запоминает верхнюю строчку на нужной странице.

Воздушный шар и спица

Юный маг держит в руках надутый воздушный шар. Затем он берет длинную спицу, протыкает шарик насквозь, но волшебный шар остается целым. Чтобы продемонстрировать зрителям, что шарик самый обыкновенный, ребенок легонько прокалывает его иголкой. Шар лопается.

Как же такое возможно? Помогите сыну или дочке подготовить спицу для этого фокуса. Она должна быть длинной, тонкой, хорошо заостренной и тщательно отполированной, без зазубрин. Теперь наклеиваем на шарик с двух сторон по кусочку скотча – и реквизит готов. Только сперва нужно потренироваться прокалывать шарик точно в «укрепленных» скотчем местах быстро и аккуратно. Если случайно попасть спицей в тонкую, натянутую резину шара, он тут же лопнет. И ничего, что малыш испортит не один десяток шаров. Зато потом он сможет удивить гостей на дне рождения или приятелей в детском саду загадочным трюком.

Волшебный рис

А теперь продемонстрируем зрителям волшебный рис. Ваш фокусник наполняет сухим рисом пластиковую баночку из-под маргарина до краев. Затем накрывает ее точно такой же баночкой донышком вверх, поворачивает баночки на бок, плотно прижимая друг к другу, и носит их по всем четырем углам комнаты, приговаривая, что по волшебству рис переносится на север, юг, запад и восток. Наш рис попутешествовал по миру.

Возможно, он не стал вдвое вкуснее, зато его стало вдвое больше. Ставим баночки на поднос, снимаем верхнюю… Емкость полна риса, но откуда-то взялся лишний! Он рассыпался по всему подносу, его стало вдвое больше! А ведь раньше рис легко помещался в баночку, это видели все. Для этого фокуса нам нужно заранее поколдовать над пластиковыми баночками. Нам понадобятся две совершенно одинаковые емкости.

Возьмем крышку от баночки, аккуратно срежем у нее край. Смазываем край крышки любым универсальным клеем и вклеиваем ее внутрь одной из банок примерно посередине Теперь объем банки уменьшился в два раза. Пусть малыш украсит обе баночки, чтобы они выглядели совершенно одинаково.

Для этого их можно обклеить цветной бумагой и блестящими звездами. Чтобы фокус получился, насыпаем рис в обычную баночку и прикрываем его той, что мы специально подготовили, вклеив внутрь крышку. Теперь только осталось не забыть важную деталь в конце фокуса: после «путешествия по миру» баночка со вклеенной крышкой должна оказаться внизу.

Связывание рук

Для удачного проведения следующего фокуса малышу придется немного потренироваться.

Нам понадобится веревка длиной около 1 м, тонкий металлический (или пластмассовый) браслет в виде кольца, в который легко проходит рука ребенка, и большой платок. Два помощника крепко обвязывают кисти рук «волшебника» концами веревки. Ребенок берет в одну руку браслет и прячет обе руки под платок, который придерживают за концы помощники. Через несколько секунд помощники убирают платок, а артист поднимает руки вверх и показывает браслет, висящий на веревке. Конечно и здесь разгадка очень проста. Ведь существует второй, точно такой же браслет. Ребенок предварительно надевает его на руку и прикрывает рукавом надетой рубашки или кофты. А пока помощники держат платок, незаметно прячет браслет в карман, а спрятанный под рукавом сдвигает вниз, на веревку. Вот и весь секрет!

Удивительный карандаш

Сложите денежную купюру в длину пополам и держите горизонтально. Подведите под нее карандаш. Зрители увидят, как он, проткнув бумагу, высунулся с другой стороны. Не вытаскивая карандаш, поверните купюру вертикально. Держа ее одной рукой сверху, другой резко опустите карандаш вниз. Он легко пройдет сквозь бумагу, а бумага... окажется целой и невредимой!

Секрет фокуса: в средней части карандаша сделайте пропил длиной 4 см. Показывая фокус, двигайте карандаш с противоположной от зрителей стороны купюры так, чтобы половинка купюры вошла в пропил. Отогните вторую половинку купюры. Увидев часть карандаша, похожую на язычок, зрители примут ее за целый карандаш. Остается лишь резко опустить карандаш вниз и освободить купюру из пропила.

Мгновенное превращение апельсина в яблоко

Юный волшебник показывает всем апельсин, накрывает его ярким платком, произносит волшебные заклинания, сдергивает платок. А на ладошке уже яблоко! Секрет фокуса. Заранее аккуратно снимите с апельсина кожуру. Затем яблоко (оно должно быть чуть меньше апельсина) поместите в эту кожуру. При показе ребенок, плотно зажав яблоко в апельсиновой кожуре, показывает всем, что у него в руке. Затем ловким движением снимает с яблока платок вместе с кожурой.

Конфеты из конфетти

Вот только представьте: накрывает юный фокусник платком бумажный стаканчик с конфетти, снимает платок, а вместо конфетти в стаканчике конфеты. Самые настоящие, сладкие и вкусные. Угощайтесь, друзья! И как бы фантастически это ни звучало, но с необходимым реквизитом сделать такой фокус несложно. Итак, нам понадобится большая непрозрачная чаша или широкая ваза, наполненная до середины конфетти (покупаем несколько пакетиков и высыпаем в чашу), два совершенно одинаковых бумажных или пластиковых стаканчика (один с крышкой), конфеты в фантиках, платок. Прежде чем приступить к тренировке, немного поколдуем над стаканчиком.

Тот, который с крышкой, наполним конфетами, закроем крышку, густо смажем ее клеем и покроем конфетти. Лучше наклеить конфетти в несколько слоев, чтобы они надежно замаскировали крышку. Если на крышке сбоку нет готового выступа, скотчем приклеим к ней кусочек прочной рыболовной лески таким образом, чтобы он не бросался в глаза, но при этом его легко было нащупать и захватить пальцами. Стаканчики вместе с малышом можно украсить наклейками. Только следите, чтобы выглядели они абсолютно идентичными (для этого используйте два листа одинаковых наклеек).

После всего этого закапываем стаканчик в чашу с конфетти таким образом, чтобы его не было видно. Подготовка закончена. Переходим собственно к фокусу. Фокусник демонстрирует зрителям чашу с конфетти и сообщает, что может превратить конфетти в конфеты. Не верите? Сейчас-сейчас!

Он берет пустой стаканчик, показывает его зрителям, зачерпывает им конфетти из вазы и высыпает его обратно с достаточно большой высоты, демонстрируя зрителям, что все это – вещи обычные, никакого секрета в них нет. Зачерпывать конфетти нужно осторожно, чтобы не «засветить» спрятанный стакан. Затем юный маг вновь зачерпывает конфетти, но при этом незаметно оставляет пустой стакан под слоем цветных кружочков, а вытаскивает стакан с «секретом». Это первый момент, который нужно как следует отработать. Зрители ничего не должны заподозрить.

«Секретный» стаканчик поднимается над чашей и демонстрируется зрителям, с него сыплются остатки конфетти, и о подмене никто не подозревает. Фокусник стряхивает лишнее конфетти (оставляя только приклеенное), накрывает стаканчик платком и «колдует» над ним, произнося что-нибудь вроде: Раз, два, три, Стань конфетой конфетти!

А сам нащупывает через платок подготовленную петельку из лески и сдергивает платок со стаканчика вместе с крышкой. Это второй момент, который требует тренировки. Нужно научиться быстро захватывать петельку и снимать платок так, чтобы крышка под ним не была заметна. После этого юный фокусник откладывает платок в сторону, а удивленным зрителям демонстрирует стаканчик, полный конфет. Ну-ка, каковы волшебные конфеты на вкус?

Прыгающая монета

Это милый домашний фокус, простой и эффективный. Положите небольшую монету на стол и предложите кому-нибудь поднять ее, не касаясь ни стола, ни монеты. Конечно, даже если кто и вызовется сделать это, все равно не сумеет.

Секрет фокуса: достаточно держать руку недалеко от монеты и сильно дунуть на нее с расстояния 5 сантиметров. Воздух, сжатый вашим дуновением, поднимет монету и подбросит ее вам в руку. Удается это не сразу, но после нескольких упражнений можно ловко проделывать этот фокус: дунул и вот монета в руке!

Бесконечная нитка

Фокусник замечает у себя н

Жила-была девочка Наташа. И задали ей в школе сочинить сказку. А она сказки и рассказывать-то не умела. Таблицу умножения наизусть рассказывать умела, про времена года и перелетных птиц - умела, а вот со сказками не получалось. Легла она спать очень расстроенная, что придет в школу с несделанным домашним заданием. А заснуть никак не получается. И вот лежит она, лежит, и вдруг слышит в углу шуршание. Испугалась, спрашивает: "Кто там шуршит?". А в ответ: "Это я, Шуршшшунчик. Я существо волшшшшебное, всегда у тебя в комнате по ночам гуляю. А вот почему ты не спишшшь?". И рассказала Наташа Шуршунчику о своем несделанном домашнем задании. Удивился Шуршунчик:
- Как же так? Ты совсем сказку сочинить не можешшшь? Ведь вокруг столько сказочного, волшшшебного!
- Да чего вокруг сказочного? Все понятное, обычное, неволшебное.
Шуршунчик даже обиделся.
- Ну знаешшь! А как же я? Я ведь волшшшебный?
- Нууу... волшебный.
- Вот видишшшь. И вон та луна в небе - волшшебная, и звезды в небе, и лужи на земле. Вот ты, наверное, даже не знаешшь, от какого волшшебства листья осенью желтеют и краснеют?
- Ну, это-то я знаю. Мне мама рассказывала. Света меньше становится, и в листьях веществ, от которых листья становятся зелеными, тоже меньше становится, они без света образовываться не могут.
- Да ну, ерунда какая! Уж я-то знаю! Ведь тут без нас, шшшуршунчиков, не обходится. Пойдем-ка со мной погулять, все сама и увидишшь.
И повел Шуршунчик Наташу по лунной дорожке прямо на улицу.
- Вот смотри. Есть на небе звезды желтые, а есть красноватые. И звезды эти в лужах отражаются.
Ткнул Шуршунчик хвостом в лужу в то место, где красноватая звезда отражалась, и как будто красная краска по луже расплылась, и хвост оказался как кисточка в красной краске.
- Держи мой хвост крепче, пойдем вон тот клен покрасим.
Взяла Наташа хвост Шуршунчика, и стала этим хвостом к листьям клена прикасаться. Где коснется, там лист красным становится. Пошли они опять к луже, выбрала Наташа желтую звезду. Покрасила листья другого клена, и березы, и липы. Так и гуляли Наташа с Шуршунчиком, и красили листья в желтый, красный цвета. Не все сразу, конечно. Чтобы и другие шуршунчики могли поучаствовать.

Утром мама разбудила Наташу в школу. Вышли они из дома, а кругом на деревьях уже столько желтых и красных листьев появилось.
- Смотри, дочка! - сказала мама. - Уже настоящая осень наступила, зеленых листьев совсем мало осталось.
"Как все же хорошо мы с Шуршунчиком ночью постарались" - подумала Наташа. И в клене рядом с ней тихо прошуршало: "Да, хорошшшшо!".

Прошу прощения за бред, но это так, наляпалось:))) Может, сойдет за основу... 16.09.2008 23:53:44, Тигренок в чайнике

). Сегодня наведаемся в соседнюю область, тоже не целинную, но не столь истоптанную представителями иллюзионного жанра. Это вотчина филологов и лингвистов — наш «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

Связь фокусов с филологией гораздо глубже, чем совпадение первых букв. Фокусники активно воздействуют на язык, приспосабливая его под свои специфические нужды. Вклад фокусников в языкотворчество можно условно разделить на две категории: а) смысловое расширение уже имеющихся слов и б) внедрение новых лексических единиц. Первая включает такие слова, как: веер, водопад, врезка, зарядка, иллюзия (в значении иллюзионный жанр или иллюзионизм), листовка, магнетизм, матрица, мнемотехника, разрыв, фейс-контроль , форсировать и пр.

Вторая категория имеет дело преимущественно с терминами . В большинстве своем они заимствованы из других языков — английского, немецкого, французского, итальянского. К ним следует отнести слова: , вольт, глайд, кардистри, кунштюк, мантевист, менталист, микромагия, монте, пальмирование (пальмировка), пассировка, пикпокет, престидижитатор, слейтинг, флориш, цуг-механика, шанжировка, шершаво-гладкий, эскапист и мн. др.

Жестко связанные с жанровой спецификой и технической стороной иллюзионного ремесла, термины входят в лексикон узкого круга профессионалов и имеют весьма ограниченное распространение. Лишь единицы из них со временем становятся общеупотребительными. Сегодня этим путем следуют слова «эскапизм» и «ментализм». Как правило, фокусные термины (особенно так называемые техницизмы) рождаются, развиваются и отмирают вместе с породившими их трюками, устройствами или манипуляционными приемами. Реже наблюдается замещение устаревших слов при незыблемости понятий, которые они обозначают. Так, некогда общеупотребительные слова «магик» и «штукарь » теперь начисто вытеснены из речевого обихода словами «фокусник» и «трюкач».

Теперь о том, что подвигло меня разместить здесь этот беглый экскурс в фокусную лексику. Всему виною... досада. Однажды я задался вопросом, защищались ли у нас в стране диссертации, напрямую связанные с фокусами? Получить однозначный исчерпывающий ответ мне так и не удалось. Зато в процессе поиска я встретил три интересные диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. Все они посвящены анализу лексики карточной игры:

  1. Николаиди Оксана Владимировна. Социально-лингвистический аспект лексики карточной игры . Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005, 266 стр.;
  2. Клоченко Лариса Николаевна. Русская лексика карточных игр . М.: Московский государственный областной университет , 2006, 216 стр.;
  3. Катаева Ирина Николаевна. Лексика карточной игры в русском языке конца XVIII — начала XX вв . Вологда: Вологодский государственный педагогический университет , 2008, 284 стр.

Вот тут-то во мне и проснулась досада. Как же так! Игорно-шулерская терминология изъезжена вдоль и поперек, а лексику фокусников, для которых те же самые карты — едва ли не самый привычный инструмент, лингвисты обошли стороной... Где, спрашивается, справедливость?! Обидно за жанр...

Надеюсь, мы тоже когда-нибудь дождемся своего исследователя-языковеда. Для этого достаточно соответствовать заголовку известного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих ». То есть нужен фокусник среди филологов или филолог среди фокусников. Хотя бы одно из двух... Отсюда двунаправленное обращение. Филологи и фокусники! Пожалуйста, оглянитесь вокруг, нет ли поблизости подходящей кандидатуры?

А пока вы смотрите по сторонам, расскажу о некоторых занятных словах из фокусной лексики.

II. Подноготная волшебных слов

Слово отражает мысль: непонятна
мысль — непонятно и слово.


Абракадабру сколько ни толкуй,
настоящий смысл ее — абракадабра.


Среди «фокусных» слов, ставших достоянием широких масс, пожалуй, самыми парадоксальными и интересными в лингвистическом отношении являются те, которые не несут смысловой нагрузки. В первую очередь, это касается так называемых волшебных слов или заклинаний. Их немало, поэтому остановимся только на самых популярных в России. За каждым таится удивительная история происхождения.

Фокус-покус (hocus pocus) — это не столько магическое заклинание, сколько альтернативный вариант слова «фокус», которое, кстати говоря, и пришло в русский язык как производное от английского «фокуса-покуса», постепенно вытеснив громоздкий германский «кунштюк». Сегодня «фокус-покус» в значении «иллюзионный трюк» отличается от просто «фокуса» озорными смысловыми оттенками и задорными нотками. В качестве шутливого заклинания «фокус-покус» используется без малейшего налета мистики и зачастую дополняется другими веселыми словечками. Например, отечественная мультипликация предлагает варианты: фокус-покус-червирокус и фокус-покус-тру-ля-ля.

Эпизоды из мультипликационного фильма
«Маша и медведь: Фокус-покус» (25 серия, 2012 год)

С позднего средневековья и до настоящего времени «фокус-покус» часто оказывался на титульных страницах книг. Первыми высокой чести удостоились английские публикации «Фокус-покус» (Hocus Pocus) и «Фокус-покус младший: Анатомия ловкости рук» (Hocus Pocus Junior. The Anatomy of Legerdemain), изданные в 1622 и 1634 гг. соответственно. К сожалению, первая книга не дожила до наших дней, а название второй приобрело двусмысленность из-за слова «младший». С одной стороны, оно всего лишь указывает на преемственность по отношению к первой, утраченной книге. Иначе говоря, «Фокус-покус младший» является вторым изданием «Фокуса-покуса», переработанным и дополненным — «the second edition with many additions». С другой стороны, можно предположить, что Фокус-Покус и Фокус-Покус младший — это не просто элементы названий, а псевдонимы авторов.

Недавно в Москву привозили «Дары волхвов ». Я все думал, где раньше видел похожие безделушки. Потом вспомнил — эти пластинки непонятного назначения напоминают амулет «абракадабра». О дарах с точки зрения экспертов читайте , о дарителях в свете языкознания рекомендую прочесть заметку Леонида Каганова про «олухов царя небесного ».

Помимо филологического, остались в иллюзии и более осязаемые следы абракадабры:

  • «Абракадабра » или сокращенно «Абра» — так назывался британский еженедельный журнал по фокусам, выходивший с февраля 1946 года на протяжении 63 лет без единого пропуска. Всего было 3296 выпусков. В 2009 году издание закрылось, не выдержав конкуренции с Интернетом.
  • «Абракадабра-пресс» (Abracadabra Press) — американское издательство, основанное Ричардом Баффумом (Richard Buffum, 1921-2003). Располагалось на Бальбоа-Айленд (Ньюпорт-Бич , шт. Калифорния). За время существования с 1979 по 1993 год выпустило несколько книг по истории иллюзии.
  • Четыре конгресса иллюзионистов, организованных латвийско-итальянским дуэтом Даце и Энрике Пеццоли в Юрмале (Латвия) тоже назывались « ».

Ахалай-махалай — старинное заклинание, которое тоже иногда связывают с волхвами. Мне очень понравилась фокусная версия происхождения, согласно которой халдеи развлекали младенца Иисуса игрой в наперстки (кубки и шары). Мол, дары волхвов, в сущности, не были подарками — их следовало выиграть! Ну, а фраза «Ахалай-махалай» — это не что иное, как древний аналог нашего «Кручу-верчу, запутать хочу!» Историю про волхвов-наперсточников в изложении некоего papa-gen читайте . Мне она показалась настолько привлекательной, что я решил довести ее до логического финала. Действительно, если принять на веру гипотезу с наперстками, то прицепленные к «дарам» катышки из смирны и ладана приобретают практическое значение — они служили шариками для игры. Раскрывается также функционал пластинок-амулетов, которые прежде воспринимались как никчемные золотые безделушки. Видимо, некогда они соединялись меж собой, образуя пирамидальные конструкции — те самые «наперстки» для игры. Разнообразие форм и узоров пластинок объясняется тем, что при их стыковке можно было собрать разные фигуры, то есть пластинки являлись своеобразным детским конструктором. Ну, чем не подарок для ребенка? Нетрудно также догадаться, почему детали раннехристианского конструктора дошли до нас в разобранном и уже непригодном для сборки виде. Как все нормальные человеческие детеныши, младенец-Иисус успешно разбирал и ломал «наперстки», а вот собирал гораздо хуже, что, кстати говоря, не делает чести его божественной ипостаси. :)

Сим-салабим (Sim-Sala-Bim) . Это волшебное слово, созвучное с восточным заклинанием «Сим-сим, откройся» (сезам , отворись) из сказки про Али-Бабу и сорок разбойников , иногда ошибочно приписывают . На самом деле истоки слова находятся не в России и даже не на Востоке, а в Дании. Автором его считается американский фокусник датского происхождения Данте (настоящее имя Гарри Янсен — Harry August Jansen , 3.10.1883 - 16.06.1955). В детстве мама напевала ему песенку, в которой были такие слова: «Сим сала дим, сала ду, сала дим». Семейство Янсенов эмигрировало в США, когда будущему артисту исполнилось шесть лет. В середине 1920-х годов, выступая как профессиональный иллюзионист, Данте стал произносить магическое заклинание «Сим-сала-бим», которое впоследствии сделал своей визитной карточкой. Он воспользовался фразой из песенки, заменив в последнем слоге «дим» на «бим» для лучшего восприятия англоязычной публикой. В конце 1928 — начале 1929 года Данте гастролировал в СССР, выступал в Московском мюзик-холле . Возможно, тогда и занес к нам свое заклинание. Сегодня в России оно едва ли не более популярно, чем на Западе. И вот в этом действительно большая заслуга Амаяка Акопяна.


Сим-Саля-Бим. Художник В.О. Уборевич-Боровский Афиша Данте (Гарри Янсен). Москва, 1928

Слева: анонс гастролей Данте в Московском мюзик-холле. Журнал «Цирк», № 1 (51), январь 1929, 2 стр. обл.
Справа: реклама Данте «Загадочное „Сим-Сала-Бим“», ок. 1930 (афиша из коллекции Скотта Пенроуза)

Ляськи-масяськи — игривое заклинание, которое, по-видимому, имеет русские корни. Ну, или русско-армянские... На этот раз подозрение действительно падает на Акопяна-младшего. Оно и не удивительно, поскольку Амаяк Арутюнович, во-первых, разговаривающий фокусник, а во-вторых, пишущий. Его речь и книги сдобрены смачными оборотами и цветастыми фразами, которые безупречно вписываются в образ восточного чародея. Народная молва безальтернативно приписывает «ляськи-масяськи» Амаяку Акопяну. К сожалению, мне не удалось подтвердить или опровергнуть глас народа, хотя я просмотрел ряд передач с участием артиста, включая «Будильник» и «Спокойной ночи, малыши». Попутно не преминул глянуть шоу «Сяськи-масяськи » (16+), которое явно произошло от «лясек-масясек». Короче говоря, интрига сохраняется. Могу лишь предположить, что автором был не сам Акопян, а КВНщики, подготовившие талантливую пародию на него.


Интервью с Амаяком Акопяном в КВН
Роли исполняют Гарик Мартиросян и Михаил Гуликов


Справедливости ради следует отметить, что лидирующая роль в создании волшебных слов все-таки принадлежит не фокусникам, а писателям. Так, заклинание Крекс-фекс-пекс , с помощью которого лиса Алиса и кот Базилио прикарманили наличность Буратино, придумал Алексей Толстой . Не исключено, что он взял за основу волшебные слова «Хакс пакс макс деус адимакс», названные в Оксфордском словаре прототипом «фокуса-покуса» (см. ).

Отрывок из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино », 1936 год

Лиса тащила Буратино дальше по улице. Они увидели гуляющих под луной по тротуару сытых котов в золотых очках, под руку с кошками в чепчиках.
Гулял толстый Лис — губернатор этого города, важно подняв нос, и с ним — спесивая лисица, державшая в лапе цветок ночной фиалки.
Лиса Алиса шепнула:
— Это гуляют те, кто посеял деньги на Поле Чудес... Сегодня последняя ночь, когда можно сеять. К утру соберешь кучу денег и накупишь всякой всячины... Идем скорее.
Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки... Перебивая друг друга, затараторили:
— Рой ямку.
— Клади золотые.
— Посыпь солью.
— Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
— Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс »...
Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.
— А вы уйдите все-таки подальше...
— Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги! — сказала лиса.
— Боже сохрани! — сказал кот.
Они отошли немного и спрятались за кучей мусора.
Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс », положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил.
И сел ждать, когда вырастет дерево...

История заклинания «Крекс-фекс-пекс» не ограничивается сказкой про Буратино. Однако даже вне книги фраза, как правило, ассоциируется со Страной Дураков. Три волшебных слова особенно полюбились журналистам, которые используют их в заголовках статей про мошенничество, жадность, обывательскую глупость и несбыточные мечты. У белорусской группы Ляпис Трубецкой есть даже соответствующая песня.


Заклинание Крибле-крабле-бумс появилось на свет в 1938 году. Советский драматург Евгений Шварц вложил его в уста сказочника из пьесы «Снежная королева», написанной по мотивам одноименной сказки Ганса-Христиана Андерсена. В оригинальном произведении такой фразы нет, зато другое заклинание — Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре — имеется как в пьесе, так и в сказке.

Заклинания сказочника
в фильме «Снежная королева», 1966 год


В детских спектаклях волшебные слова «Крибле-крабле...» зачастую произносит Оле Лукойе — знаменитый персонаж из сказок Андерсена. А вот заклинание «Снип-снап-снурре...», как оказалось, является близким родственником старинной карточной игры и пословицы «Сколько веревочке ни виться, а конец будет ». Подробнее читайте .

Трах-тибидох — еще одно магическое выражение, имеющее запутанные литературные корни. Казалось бы, с этим заклинанием все понятно — его произносил Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб — джинн из повести-сказки Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч ». Однако не торопитесь с выводами. Ни в оригинальном варианте сказки, печатавшемся в 1938 году в газете «Пионерская правда» и журнале «Пионер», ни в первом книжном издании 1940 года, ни в последующих авторских редакциях никаких «трах-тибидохов» не было. Их также не оказалось в знаменитом фильме 1956 года . Так откуда же появилось это волшебное слово с неявным эротическим подтекстом? Неужели первым, кто произнес «Трах-тибидох», был стилизованный под Хоттабыча заяц из 16-го выпуска «Ну, погоди!», 1986 года?

Заклинание Трах-тибидох
в мультфильме «Ну, погоди!», 16 серия, 1986 год


На самом деле заклинание появилось в 1958 году в радиоспектакле «Старик Хоттабыч», изданном также фирмой Мелодия на грампластинке. Вот что о перипетиях «трах-тибидоха» пишет киевский блоггер Сергей Курий :

Но, наверное, самую интересную трансформацию претерпело заклинание Хоттабыча. В редакции-1938 оно звучит как странное слово «лехододиликраскало». И здесь самое время вспомнить о еврейских корнях Лазаря Иосифовича. Дело в том, что в заклинании джинна шутник-писатель процитировал первую строчку иудейского литургического гимна встречи священного Шаббата (Субботы): «Леха доди ликрат кала...» — «Иди, мой Возлюбленный, навстречу невесте...» (и далее «...приветствуем лик Субботы»).

В новой редакции «Хоттабыча» писатель решил убрать «иудейское» заклинание. Вместо него джинн кричит «странное и очень длинное слово». В знаменитом фильме 1957 года во время колдования на вырванных из бороды волосках просто раздается писк.

И только в радиоспектакле 1958 года появляется знаменитое «Трах-тибидох», выдуманное исполнителем роли джинна Николаем Литвиновым и послужившее источником множества скабрезных анекдотов вроде «Объявление в газете: „Трахаю, тибидохаю. Старик Хоттабыч“». Кстати, в радиоспектакле заклинание звучит гораздо длиннее: «Трах-тибидох, тах-тибидох, ух-тибидох, трох-тибидох, тибидох-тибидох-тибидох!». В 1979 г. композитор Г. Гладков и поэт Ю. Энтин написали новый музыкальный спектакль «Старик Хоттабыч», где пели такие известные артисты, как Боярский, Гурченко, Муравьева и др. Там, кстати, вновь появляется Хапугин, а друг Вольки — Женя — превращается в подружку Женю. Что до заклинания, то теперь оно звучит более прилично: «Чах-чанах, шари-вари ». Как говорится, о, времена, о, нравы!


Отрывок из радиопостановки Сергея Богомазова
«Старик Хоттабыч» (1958), музыка Владимира Рубина


Напоследок, раз уж речь зашла о хоттабычевском «трах-тибидохе», рекомендую посмотреть фильм }{отт@бь)ч . Конечно, если вы его до сих пор не видели... Там нет никаких заклинаний, новинкой картину 2006 года также не назовешь, зато позитив у фильма отменный...

В книгах встречаются и другие волшебные слова, как литературного, так и фокусного происхождения, например: мутабор, алаказам, престо, джинго, буридо-фуридо, сусака-масака, бамбара-чуфара, хурла-дрын-дырында и т. д., однако ни в русском языке, ни в отечественной иллюзии они не прижились.


Литература:
  1. Шульц Ю.Ф. Квин Серен Самоник и его «Медицинская книга» / Серен Самоник Квинт. Медицинская книга (целебные предписания). М.: Медгиз, 1961, 271 стр.;
  2. Высоцкий В.С. Одна научная загадка, или почему аборигены съели Кука / Собрание сочинений в 5 томах. Тула: Тулица, 1997, Том 4. Песни и стихи, 1976-1980, стр. 39-40;
  3. . Секреты волшебника. Сборник. Художник В.О. Уборевич-Боровский. М.: Лабиринт-К, 2000, стр. 9, 53, обложка (дизайн GEOR design group);
  4. Tillotson, John. A discourse against transubstantiation . London: 1684, р. 34;
  5. Clarke, Sidney W. Hocus Pocus (1600-1700) / The Annals of Conjuring // The Magic Wand. Vol. 13, 1924, № 122, p. 88-98, № 123, p. 129-132;
  6. Nelson, Axell. Abracadabra // Eranos . Acta philologica Suecana, vol. 44, Göteborg, 1946, p. 326-336;
  7. Clarke, Sidney W. Hocus Pocus / The Annals of Conjuring. New York: Magico Magazine, 1983, p.41-55; Seattle: The Magic Factory, 2001, p. 102-117;
  8. Любопытно, что игровое происхождение заклинания «Ахалай-махалай» косвенно подтверждает шуточный словарь Марка Айсберга , опубликованный в газете «Экспресс К»:

    Ахалай-махалай — знаменитое заклинание восточных фокусников. Произошло от древних игроков в шарик-малик. «Ахалай-махалай» с шумерского переводится как: «Это шарик, это малик!»